Page 118 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 118

— 102 —

   принципіальности и стойкости въ убѣжденіяхъ. Вообще въ описываемый періодъ
   нашего обновленія русское общество съ неудержимымъ порывомъ стремилось
   воспитать въ себѣ и окружающихъ безкорыстные общественные инстинкты и
   демократизировать свои взгляды, жизнь, вкусы и привычки. Человѣку, слѣ­
   довавшему этимъ принципамъ, легко сходили съ рукъ грѣшки противъ личной
   нравственности, легкомысліе въ дѣлѣ любви, непостоянство въ этомъ отно­
   шеніи и т. п.
        Въ связи съ. распространеніемъ подобныхъ взглядовъ, въ обществѣ и
   литературѣ постепенно вырабатывалось и слагалось понятіе объ идеальной
   личности или героѣ.
        Пока просвѣщеніе и умственное развитіе были достояніемъ высшаго
   класса общества, героемъ времени въ концѣ ЗО­хъ и 40­хъ годовъ былъ
   человѣкъ безукоризненно одѣтый, съ прекрасными манерами, превосходный
   танцоръ, владѣющій, какъ роднымъ, несколькими иностранными языками.
   Кромѣ блестящихъ качествъ вполнѣ свѣтскаго человѣка, онъ былъ поклон­
   никомъ искусства. То страстный и пылкій, то убійственно холодный, онъ
   всегда плѣнялъ женщинъ и въ этомъ отношеніи обладалъ демоническими
   силами сердцеѣда, равнодушно подставляя лобъ подъ пулю. Не смотря на
   свое блестящее общественное положеніе, онъ не довольствуется ни мишур­
   нымъ блескомъ свѣта, ни своими успѣхами въ немъ: онъ тоскуетъ, хандритъ,
   но лишь попусту тратитъ свои силы на любовныя похожденія и свѣтскіе
   успѣхи, къ которымъ въ то же время презрительно относится. Но какимъ
   дѣломъ могъ въ то время заняться умный, порядочный человѣкъ, на что онъ
   могъ производительно потратить свои богатыя дарованія? Онъ этого или не
   зналъ, или не могъ, а въ заработкѣ не нуждался. Между тѣмъ онъ чувство­
   валъ избытокъ силъ, огонь въ крови, а силы все же уходили на пустяки,
   чему болѣе всего содействовало крѣпостное право, дававшее возможность не
   только абсолютно ничего не дѣлать, но и удовлетворять прихотямт.
        Въ половинѣ 50­хъ годовъ героемъ времени выступилъ человѣкъ, уже
   не блиставшій своею свѣтскостью. Онъ стремится къ честной дѣятельности,
   но она даже и въ собственномъ его сознаніи не приняла еще вполнѣ опре­
   дѣленныхъ формъ, да и была совершенно немыслима при существующемъ
   порядкѣ вещей. И потому героемъ того времени явился человѣкъ не дѣла,
   а слова; но увлекая другихъ своимъ энтузіазмомъ и хорошими словами, онъ
   все же оказывалъ огромную услугу и подготовлялъ людей дѣла, такъ какъ
   будилъ совѣсть, честь и мысль. Способный искренно вдохновляться великими
   идеями, онъ, при своихъ недюжинныхъ способностяхъ и необыкновенномъ дарѣ
   слова, умѣлъ и другимъ сообщать свое вдохновеніе, вызвать способность
   къ самопожертвованію во имя великихъ идеаловъ добра и правды, отвращеніе
   къ прежнему сѣренькому, пошлому существованію. Такимъ образомъ подоб­
   ные герои все же „сѣяли доброе сѣмя", „пробуждали немало нетронутыхъ
   силъ", но сами по себѣ они были людьми непрактичными, безхарактерными,
   отчасти развинченными, надломленными, совсѣмъ не подготовленными ни сво­
   имъ воспитаніемъ, ни русскою дѣйствительностью къ плодотворной практиче­
   ской дѣятельности.
        Женщинѣ до освободительнаго періода была отведена исключительно сфера
   любви и нѣжныхъ стремленій сердца. Въ началѣ XIX ст. идеализаціи и опоэ­
   тизированія удостоивались блѣднолицыя, болѣзненныя, съ небеснымъ взоромъ
   граціозныя созданія. Героиня при лунѣ мечтала объ избранникѣ сердца до
   гробовой доски, занималась описаніемъ своихъ тонкихъ чувствъ въ дневни­
   кахъ, вышивала по канвѣ пастушковъ. Все ея дѣло заключалось въ пѣніи
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123