Page 115 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 115
— 99 —
слышитъ она въ отвѣтъ: „меня не занимаютъ разговоры вашихъ гостей о
банковыхъ операціяхъ, но я не стыжусь своего туалета... Все, что на мнѣ и
кругомъ меня,—я заработала честнымъ трудомъ, а вы... вы не знаете проис
хожденія вашихъ нарядовъ и вашей обстановки!" Тутъ уже нарядная дама
опускаетъ глаза, и, смотришь, нѣкоторое время спустя, она проситъ свою
знакомую ввести ее въ свой кругъ, указать ей, какимъ образомъ и она, въ свою
очередь, могла бы быть кому нибудь и чѣмъ нибудь полезной.
■ Отрицаніе жизненныхъ удобствъ, изящества, элегантности и эстетики
происходило отъ многихъ серьезныхъ причинъ историческихъ и экономиче
скихъ. До освободительнаго періода нашей жизни прогрессъ русскаго обще
ства преимущественно выражался въ усвоеніи внѣшняго лоска западной ци
вилизаціи. Послѣ освобожденія громадное большинство интеллигентныхъ лю
дей по достоинству оцѣнило всю призрачность прежнихъ стремленій. Оно
находило теперь, что прежній лоскъ и прежняя эстетика ничто иное, какъ
вредное эпикурейство, помогавшее скрывать грубость и невѣжество и слу
жившее первою ступенью для хищничества, взяточничества и прожиганія
жизни. „Прочь всю эту мишуру и мистифивацію", кричали теперь, и ста
рый богъ эпикурейства разлетѣлся въ прахъ. Взамѣнъ его былъ поставленъ
принципъ утилитаризма: его основа несомнѣнно честная и здоровая, но при
осуществленіи его деталей на практикѣ, какъ и во всякомъ новомъ дѣлѣ,
не обошлось безъ крайностей, увлеченій, часто даже весьма комичныхъ, не
лѣпыхъ, а подъ часъ и вредныхъ. Наиболѣе ярые поклонники идеаловъ
60хъ гг. всѣ человѣческія потребности стали сводить къ нуждѣ и пользѣ.
Человѣкъ, по понятію этихъ людей, могъ пользоваться лишь тѣмъ, отъ недо
статка чего могло пострадать его здоровье, безъ чего онъ не могъ суще
ствовать. Такой взглядъ несомнѣнно страдалъ узкостью и односторонностью,
велъ къ ограниченію эстетическихъ вкусовъ и потребностей, къ оголенію
• искусства и жизни, къ формализму чувствъ. Знатокъ человѣческаго сердца—
Шекспиръ влагаетъ въ уста Лира такія слова, которыя онъ говоритъ одной
изъ дочерей послѣ того, когда она сокращаетъ его потребности и объясняетъ это
тѣмъ, что для его нужды этого хватитъ. Лиръ отвѣчаетъ ей: „О, не суди о
нуждѣ; жалкій нищій средь нищеты имѣетъ свой избытокъ; дай человѣку то
лишь, безъ чего не можетъ жить онъ,—ты его сравняешь съ звѣремъ!" Этотъ
принципъ утилитаризма, какъ онъ понимался въ то время, отразился весьма
печально въ области нравственной и умственной. Признавая права только
пользы и нужды, приходилось выбрасывать за бортъ цѣлую область чувствъ,
цѣлую сферу идей, облагораживающихъ и возвышающихъ душу, скраши
вающихъ жизнь и въ то же время вырабатывающихъ гуманные инстинкты
ТГ~стремленія. Творчество, фантазія, поэзія, искусство,—влеченіе и любовь къ
которымъ необходимо постоянно и неустанно развивать и поддерживать,—
теперь, если не отрицались совсѣмъ, то во всякомъ случаѣ были не въ че
сти у людей 60хъ гг. и не поощрялись ими.
Были и такіе, которые умышленно утрировали и выставляли на видъ
и свое непониманіе поэзіи, свое презрѣніе къ изящной литературѣ, щеголяли
грубостью манеръ, небрежностью своего туалета,—но это уже были люди
ограниченные, и никакая идея, никакой честный принципъ не застрахованы отъ
искаженія его подобными субъектами*
Но почему же непосредственно, вслѣдъ за продолжительнымъ періодомъ
(около полутораста лѣтъ), когда въ русскомъ обществѣ все сильнѣе и силь
нѣе сказывалось стремленіе къ роскоши, свѣтскости и эстетикѣ, теперь на
ступило совсѣмъ другое теченіе?
7*7*7*7*