Page 115 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 115

— 99 —

   слышитъ она въ отвѣтъ:    „меня не занимаютъ разговоры вашихъ гостей о
   банковыхъ операціяхъ, но я не стыжусь своего туалета... Все, что на мнѣ и
   кругомъ меня,—я заработала честнымъ трудомъ, а вы... вы не знаете проис­
   хожденія вашихъ нарядовъ и вашей обстановки!" Тутъ уже нарядная дама
   опускаетъ глаза, и, смотришь, нѣкоторое время спустя, она проситъ свою
   знакомую ввести ее въ свой кругъ, указать ей, какимъ образомъ и она, въ свою
   очередь, могла бы быть кому нибудь и чѣмъ нибудь полезной.
       ■ Отрицаніе жизненныхъ удобствъ, изящества,       элегантности и эстетики
   происходило отъ многихъ серьезныхъ причинъ историческихъ и экономиче­
   скихъ. До освободительнаго періода нашей жизни прогрессъ русскаго обще­
   ства преимущественно выражался въ усвоеніи внѣшняго лоска западной ци­
   вилизаціи. Послѣ освобожденія громадное большинство интеллигентныхъ лю­
   дей по достоинству оцѣнило всю призрачность прежнихъ стремленій. Оно
   находило теперь, что прежній лоскъ и прежняя эстетика ничто иное, какъ
   вредное эпикурейство, помогавшее скрывать грубость и невѣжество и слу­
   жившее первою ступенью для хищничества, взяточничества и прожиганія
   жизни. „Прочь всю эту мишуру и мистифивацію", кричали теперь, и ста­
   рый богъ эпикурейства разлетѣлся въ прахъ. Взамѣнъ его былъ поставленъ
   принципъ утилитаризма: его основа несомнѣнно честная и здоровая, но при
   осуществленіи его деталей на практикѣ, какъ и во всякомъ новомъ дѣлѣ,
   не обошлось безъ крайностей, увлеченій, часто даже весьма комичныхъ, не­
   лѣпыхъ, а подъ часъ и вредныхъ. Наиболѣе ярые поклонники идеаловъ
   60­хъ гг. всѣ человѣческія потребности стали сводить къ нуждѣ и пользѣ.
   Человѣкъ, по понятію этихъ людей, могъ пользоваться лишь тѣмъ, отъ недо­
   статка чего могло пострадать его здоровье, безъ чего онъ не могъ суще­
   ствовать. Такой взглядъ несомнѣнно страдалъ узкостью и односторонностью,
   велъ къ ограниченію эстетическихъ вкусовъ и потребностей, къ оголенію
  • искусства и жизни, къ формализму чувствъ. Знатокъ человѣческаго сердца—
   Шекспиръ влагаетъ въ уста Лира такія слова, которыя онъ говоритъ одной
   изъ дочерей послѣ того, когда она сокращаетъ его потребности и объясняетъ это
   тѣмъ, что для его нужды этого хватитъ. Лиръ отвѣчаетъ ей: „О, не суди о
   нуждѣ; жалкій нищій средь нищеты имѣетъ свой избытокъ; дай человѣку то
   лишь, безъ чего не можетъ жить онъ,—ты его сравняешь съ звѣремъ!" Этотъ
   принципъ утилитаризма, какъ онъ понимался въ то время, отразился весьма
   печально   въ области нравственной и умственной. Признавая права только
   пользы и нужды, приходилось выбрасывать за бортъ цѣлую область чувствъ,
   цѣлую сферу идей, облагораживающихъ и возвышающихъ душу,              скраши­
   вающихъ жизнь и въ то же время вырабатывающихъ гуманные инстинкты
   ТГ~стремленія. Творчество, фантазія, поэзія, искусство,—влеченіе и любовь къ
   которымъ необходимо постоянно и неустанно развивать и поддерживать,—
   теперь, если не отрицались совсѣмъ, то во всякомъ случаѣ были не въ че­
   сти у людей 60­хъ гг. и не поощрялись ими.
        Были и такіе,    которые умышленно утрировали и выставляли на видъ
   и свое непониманіе поэзіи, свое презрѣніе къ изящной литературѣ, щеголяли
   грубостью манеръ, небрежностью своего туалета,—но это уже были люди
   ограниченные, и никакая идея, никакой честный принципъ не застрахованы отъ
   искаженія его подобными субъектами*
         Но почему же непосредственно, вслѣдъ за продолжительнымъ періодомъ
   (около полутораста лѣтъ), когда въ русскомъ обществѣ все сильнѣе и силь­
   нѣе сказывалось стремленіе къ роскоши, свѣтскости и эстетикѣ,       теперь на­
   ступило совсѣмъ другое теченіе?
                                                                          7*7*7*7*
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120