Page 111 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 111

— ^5 —

   такъ 'тс ~въ первую днцювиву ■ ХІ­Х в., ..было., стремленіеі къ пустой­ свѣдскоЪти­.
   Огра'жденныя: всевозможными "запретами европейсвія идеи" туго проникалдакъ
   намъ; ' когда ^запреты,­ ва^короткое время ..ослабевали,1' еъ западными г идеями
   знакомилось 'лишь небольшое число русокихъ глгодёй^ да и, они не. моми
   примѣнять ихъ хьі ;жизни,^ іакъ какъ . общественный ­строй Россіи, ,съ: крѣ*­
   постничествомъ во глааѣ^.г противорѣчилъ,, самой) осиовѣ­ этихъ . идейл­Обра­
   зованіе чбыло настолько!ллохо организовано и мало распространено, ,чтѳ.рѣдко
   создавало въ общесхвѣ .образованныхъ и вяолнѣ развитыхъ' люде,й ,съхамо.етоя>
   тельного мыслью., Умственная лѣнь, апатія, ., безлечность, рабство...мыйли^инв'­
   достатокъ иниціативычвъівоспитательномъ и общественномъ дѣлѣ .были. харак­
   терными качествами. интеллигентныхъ людей,­да освободительнаго леріода; вь
   жизни жез& весь этотъ; леріодъ Дарили крѣпос.тнжчество, произволъ.и^ваявоч­
   ничество':.' Вот,ъ почему;івъ освободительную. : эпоху жсв' прошлое ,было.) подт
   вергнуто ~безпощаднойі критикѣ, и­ люди бО­^хъ <гг, ятакъ^ рѣзко ;и отрицательно
   относились къ прежними»! авторитетами, ,.,K^ прежнему воспитатю^къ^ роди­
   тельской7 власти воо.бще.іііХош деспотизмъ .родительской­1 власти, Сравнительно
   съ временами Домостроя, не^былъ уже въ, такой .­всесокрушающей^.силѣу. но
   основы воспиташяш*ег,о принципы­ оставались прежними. Родительскій ­авто­t
   ритетъ и въ первой половинѣ XIX ст. .носилъі.тотъ же­'характеръ.непогрѣпш:
   мости и имѣлъ.въ .судьбѣ). дѣтей ­ рѣшающее■., значеніе. ^Тѣлесныя ,­наказація
   примѣнялись рѣжеу ,н«ь.;іи теперь' считались,, въ^вошитати ­самыми могуидеотг
   венными педагогическими средствами. „Въ 6,0­хъігг.^ благодаря умственному
   нробужденію, дѣти во.очію 1 увидѣли, что жемодгущій ' ­родитель, облеченный
   безграничною властьюѵібы.!іъ стяжателемъ,,, взяточникомъ', жестокимъ „деспо­
   томъ въ отношеліи своих®"рабовѣ, дармоѣдомъ и ; тунеядцемъ, сластодюбцемъ
   и развратникомъ,. Ж;м0'лодо&, «ноколѣніе_...6,0­хъ, гх>:. иачинаетъ • съ> безпощад­
   нымъ отрицаніемъ, относиться иѵвъ родительскойѵ.власти,­и къ.прежнимъ
   авторитетамъ.                                             '• ■■■­ ­\  г. .... ѵ., ()і ,;з.<
        Шестидесятые... годиіі.были временемъ...быстраго, безъ оглядки, цдвиженія
   впередъ. Некогда.,.было вдумываться въ причины ;'лвлен­ш.­ ­Вслѣдствіе., этого
   люди этой эпохи,..въісвоіихъ отзывахъ о прошлому?е.' брали въ разсчетъ.,смяЕг
   чающихъ обстоятельству.дае ­принимали во,..внимаще? чтО'прежніе .люди, были
   продуктомъ своего,.времени, чш­измѣниться, теперь сразу, бросить свою л.ѣнь,
   апатію къ общественному. дѣлу­^ ­барство ­они,гпе,.могая н& старости ^ьхь,/ если
   бы даже и поняли. ­весь удаасъ нрѳшлаго и„ желали, ;ѵбы'измѣяиться: привычка
   вторая натура':. В.отъ причина ­рѣзкато '­ отрицательна™­ отношенія долодаго
   поколѣнія къ родительскому ги.другимъ авто.рнтетамъ, ко всему, что было* вы?
   двинуто впередъ, къ порядкамъ и обычаямъ, .сковыдавпшмъ­жизньѵ мѣшавшимъ
   умственному развитда>рДросвѣщбнію и самостоятельности^ • ­ •
        Тутъ происходили взаимния^недора.зумѣнія:. старое і поколѣніе. не. мода
   понять, почему дѣти начади вдругъ стремиться,къ^жизни совеѣмъ новой, чѣмъ
   была такъ дурна .дхъ,,,собственная­ жизнь. Вѣдь они, старики, желали блага
   своимъ дѣтямъ, дѣлали все, чтобы въ будущемъ обезпечить ихъ... Дѣти же
   находятъ нужнымъ учиться безъ конца, брать на себя       обязанности, необез­
   печивающія ихъ въ матеріальномъ отношеніи. Чѣмъ же они въ свою очередь
   будутъ кормить своихъ дѣтей? Куда сами преклонятъ голову на старости лѣтъ?
   Какъ могутъ они, родители, не сокрушаться о дѣтяхъ, какъ могутъ они не
   порицать ихъ поведенія? Такое положеніе вещей вызывало взаимное раздра­
   женіе, тяжелыя семейныя драмы.
        Раздоръ между старымъ и молодымъ поколѣніями въ 60­хъ гг. достигъ
   своего апогея. Въ тѣ времена, въ каждой семьѣ, чиновничьей или помѣщи­
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116