Page 111 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 111
— ^5 —
такъ 'тс ~въ первую днцювиву ■ ХІХ в., ..было., стремленіеі къ пустой свѣдскоЪти.
Огра'жденныя: всевозможными "запретами европейсвія идеи" туго проникалдакъ
намъ; ' когда ^запреты, ва^короткое время ..ослабевали,1' еъ западными г идеями
знакомилось 'лишь небольшое число русокихъ глгодёй^ да и, они не. моми
примѣнять ихъ хьі ;жизни,^ іакъ какъ . общественный строй Россіи, ,съ: крѣ*
постничествомъ во глааѣ^.г противорѣчилъ,, самой) осиовѣ этихъ . идейлОбра
зованіе чбыло настолько!ллохо организовано и мало распространено, ,чтѳ.рѣдко
создавало въ общесхвѣ .образованныхъ и вяолнѣ развитыхъ' люде,й ,съхамо.етоя>
тельного мыслью., Умственная лѣнь, апатія, ., безлечность, рабство...мыйли^инв'
достатокъ иниціативычвъівоспитательномъ и общественномъ дѣлѣ .были. харак
терными качествами. интеллигентныхъ людей,да освободительнаго леріода; вь
жизни жез& весь этотъ; леріодъ Дарили крѣпос.тнжчество, произволъ.и^ваявоч
ничество':.' Вот,ъ почему;івъ освободительную. : эпоху жсв' прошлое ,было.) подт
вергнуто ~безпощаднойі критикѣ, и люди бО^хъ <гг, ятакъ^ рѣзко ;и отрицательно
относились къ прежними»! авторитетами, ,.,K^ прежнему воспитатю^къ^ роди
тельской7 власти воо.бще.іііХош деспотизмъ .родительской1 власти, Сравнительно
съ временами Домостроя, не^былъ уже въ, такой .всесокрушающей^.силѣу. но
основы воспиташяш*ег,о принципы оставались прежними. Родительскій автоt
ритетъ и въ первой половинѣ XIX ст. .носилъі.тотъ же'характеръ.непогрѣпш:
мости и имѣлъ.въ .судьбѣ). дѣтей рѣшающее■., значеніе. ^Тѣлесныя ,наказація
примѣнялись рѣжеу ,н«ь.;іи теперь' считались,, въ^вошитати самыми могуидеотг
венными педагогическими средствами. „Въ 6,0хъігг.^ благодаря умственному
нробужденію, дѣти во.очію 1 увидѣли, что жемодгущій ' родитель, облеченный
безграничною властьюѵібы.!іъ стяжателемъ,,, взяточникомъ', жестокимъ „деспо
томъ въ отношеліи своих®"рабовѣ, дармоѣдомъ и ; тунеядцемъ, сластодюбцемъ
и развратникомъ,. Ж;м0'лодо&, «ноколѣніе_...6,0хъ, гх>:. иачинаетъ • съ> безпощад
нымъ отрицаніемъ, относиться иѵвъ родительскойѵ.власти,и къ.прежнимъ
авторитетамъ. '• ■■■ \ г. .... ѵ., ()і ,;з.<
Шестидесятые... годиіі.были временемъ...быстраго, безъ оглядки, цдвиженія
впередъ. Некогда.,.было вдумываться въ причины ;'лвленш. Вслѣдствіе., этого
люди этой эпохи,..въісвоіихъ отзывахъ о прошлому?е.' брали въ разсчетъ.,смяЕг
чающихъ обстоятельству.дае принимали во,..внимаще? чтО'прежніе .люди, были
продуктомъ своего,.времени, чшизмѣниться, теперь сразу, бросить свою л.ѣнь,
апатію къ общественному. дѣлу^ барство они,гпе,.могая н& старости ^ьхь,/ если
бы даже и поняли. весь удаасъ нрѳшлаго и„ желали, ;ѵбы'измѣяиться: привычка
вторая натура':. В.отъ причина рѣзкато ' отрицательна™ отношенія долодаго
поколѣнія къ родительскому ги.другимъ авто.рнтетамъ, ко всему, что было* вы?
двинуто впередъ, къ порядкамъ и обычаямъ, .сковыдавпшмъжизньѵ мѣшавшимъ
умственному развитда>рДросвѣщбнію и самостоятельности^ • •
Тутъ происходили взаимния^недора.зумѣнія:. старое і поколѣніе. не. мода
понять, почему дѣти начади вдругъ стремиться,къ^жизни совеѣмъ новой, чѣмъ
была такъ дурна .дхъ,,,собственная жизнь. Вѣдь они, старики, желали блага
своимъ дѣтямъ, дѣлали все, чтобы въ будущемъ обезпечить ихъ... Дѣти же
находятъ нужнымъ учиться безъ конца, брать на себя обязанности, необез
печивающія ихъ въ матеріальномъ отношеніи. Чѣмъ же они въ свою очередь
будутъ кормить своихъ дѣтей? Куда сами преклонятъ голову на старости лѣтъ?
Какъ могутъ они, родители, не сокрушаться о дѣтяхъ, какъ могутъ они не
порицать ихъ поведенія? Такое положеніе вещей вызывало взаимное раздра
женіе, тяжелыя семейныя драмы.
Раздоръ между старымъ и молодымъ поколѣніями въ 60хъ гг. достигъ
своего апогея. Въ тѣ времена, въ каждой семьѣ, чиновничьей или помѣщи