Page 114 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 114

— 98 —

   димыхъ въ жизнь, но нерѣдко съ нежелательною нетерпимостью и молодымъ
   задоромъ.
        Косо и недружелюбно смотрѣла молодежь того времени и на франтовство,
   фатовство и изящество въ одеждѣ, не выключая въ этомъ отношеніи и жен­
   щинъ. Теперь ото всѣхъ требовалась строгая, монашеская простота; мужчины
   не должны были украшать себя массивными перстнями, брелоками, золотыми
   цѣпочками; женщинъ должно было удовлетворять простенькое люстриновое
   или кашемировое платье безъ волана, безъ бантика, безъ малѣйшаго укра­
   шенія, которое могло бы сколько­нибудь разцвѣтить строгое однообразіе туа­
   лета. Давно ли еще молодая дѣвушка по нѣскольку часовъ въ день убивала
   на куафюру, причесывалась для выѣздовъ у парикмахеровъ, устраивала вы­
   сокую прическу... Теперь о такой говорили, что барышня устроила эшафотъ
   на своей головѣ и ждетъ только жертвъ.
        Дѣвушки съ обрѣзанными волосами, надъ которыми такъ много издѣвались,
   эти  „стриженныя",    которыхъ уже за одну 'стрижку волосъ забрасывали
   грязью, въ дѣйствительности вовсе не заслуживали нападокъ. Причина этого
   преступленія (клеймившіе женщинъ съ такимъ остервеніемъ за стрижку во •
   лосъ, конечно, считали это преступленіемъ) заключалась дѣйствительно въ не­
   имѣніи времени для куафюры, такъ какъ женщины съ утра до поздней ночи
   заняты были теперь работой. Конечно, нѣкоторыя принимали нигилистиче­
   скую внѣшность безъ всякой нужды и въ то же время ничѣмъ путнымъ не
   занимались, но громадное большинство вынуждено было къ этому необходи­
   мостью. Можно было удивляться, какъ въ это время дѣвушка, нерѣдко съ
   роскошною косой, жертвовала этимъ важнымъ аттрибутомъ своей красоты и
   привлекательности ради сохраненія времени. Это все же отчасти служило
   мѣриломъ того, насколько было сильно и искренне увлеченіе самообразованіемъ
   "й стремленіемъ къ самостоятельности.    Прежде женщина все приносила въ
   жертву своей красотѣ и привлекательности: изъ­за красивыхъ тряпокъ, по­
   брякушекъ и парикмахерскихъ куафюръ она толкала близкихъ людей на сдѣлки
   съ совѣстью и на взяточничество. Женщина 60­хъ гг. ради самообразованія,
   самостоятельности и общественной дѣятельности жертвовала всѣмъ: красотою, мо­
   лодостью, спокойствіемъ, житейскими удобствами, даже личнымъ счастіемъ, лю­
   бовью, часто самою жизвью.
        Боже мой, какъ преобразился въ это время внѣшній видъ женщины!
   Въ черномъ, гладкомъ узкомъ, платьѣ, безъ какого бы то ни было украшенія, безъ
   брошки, браслета и серегъ, безъ кринолина, хотя на него въ то время была
   большая мода; она имѣла видъ не то ксендза одного изъ католическихъ орде­
   новъ, не то послушника.
        Такъ же быстро перемѣнились и нравы. Дѣвушка теперь ходила по ули­
   цамъ безъ провожатыхъ, жила одна, посѣщала мужчинъ и женщинъ, если,
   по ея мнѣнію, они были порядочными людьми.
        Если прежде бѣдно одѣтой дѣвушкѣ случалось входить въ общество на­
   рядныхъ дамъ, она конфузилась и страдала за свой скромный нарядъ, за­
   бывая, что такое страданіе унижаетъ человѣческое достоинство. Теперь было
   не то: она сыѣло входила во всякое общество, она уже не стыдилась бѣд­
   ности, ея скромный нарядъ был.ъ признакомъ труда и самостоятельности, и
   она гордилась имъ. Если шелъ разговоръ о предметахъ болѣе или менѣе серьез­
   ныхъ, она могла поддержать его. Нерѣдко бывали и такіе случаи: наряд­
   ная дама, заинтересованная     „нигилисткой", проситъ ее бывать у нея по­
   чаще, прибавляя: „можетъ быть васъ стѣсняетъ моя нарядная обстановка, мое
   общество разодѣтыхъ гостей?.. Но мое положеніе"...— „О нѣтъ, нисколько!"
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119