Page 117 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 117

— 101 —

   такъ какъ крѣпостничество въ самомъ себѣ носило залогъ растлѣнія. Русское
   общество въ 60­е годы впервые обуреваемо было вопросами общественной нрав­
   ственности, а потому оно и выдвинуло ихъ на первый планъ. Люди этого вре­
   мени считали первою обязанностью каждаго распространять грамотность,
   вносить свѣтъ въ темную среду и необходимость неустанно продолжать свое
   саморазвитіе и самообразованіе. Учить другихъ и самому всю жизнь прі­
   обрѣтать наибольшее количество знаній,—вотъ двѣ заповѣдн, отчетливо вы­
   гравированныя на скрижаляхъ законовъ 60­хъ гг. Почему у насъ до сихъ
   поръ была такая умственная спячка? говорили люди того времени. Почему
   стремленіа, интересы, идеалы, даже удовольствія интеллигенлДи были такъ
   жалки, ничтожны и пошлы? Вслѣдствіе господства суевѣрій, совершенно пра­
   вильно отвѣчали они, заѣдающихъ нашу жизнь, отъ мрака невѣжества, угне­
   тающаго не только простой народъ, но и высшій и средній классъ общества.
   И вотъ потому­то теперь учиться и учить другихъ должны были всѣ:         бога­
   тые и бѣдные, знатные и простые, молодые и старые. Сознаніе невѣжества
   и его тяжелыя послѣдствія были теперь впервые сознаны русскимъ общест­
   вомъ. И всѣ учились и учили другихъ очень много и очень усердно. Правда,
   вслѣдствіе недостатка предварительнаго     фундаментальнаго средняго образо­
   ванія, не у всѣхъ ученіе было поставлено толково: нѣкоторые съ остервене­
   ніемъ набрасывались исключительно на штудированіе предметовъ естественно­
   научныхъ (предпочтете отдавали химіи, анатоміи, физіологіи, ботаникѣ, зоо­
   логіи), особенно требующихъ серьезной подготовки; но это не мѣшало мно­
   гимъ пріобрѣтать    основательныя свѣдѣнія и положило начало стремленію
   женщинъ къ взученію медицины.
        Жажда самообразованія и распространенія просвѣщенія, сказавшаяся
   съ такою силою, не только содействовали прогрессу и увеличенію числа гра­
   мотныхъ, но оказали и множество другихъ услугъ: своимъ примѣромъ люди
   60­хъ годовъ дали направленіе, указали исходъ честнымъ стремленіямъ под­
   ростающихъ поколѣній, показали примѣръ, какъ слѣдуетъ нести свой безко­
   рыстный трудъ на пользу народа, указали на необходимость знакомства съ
   его бытомъ и нуждою, чтобы, запасшись знаніями и опытностью,            имѣть
   возможность разностороннѣе прилагать свои силы на служеніе ему. Притомъ
   работа въ школѣ имѣла громадное вліяніе на выработку педагогическихъ ме­
   тодовъ первоначальнаго обученія.
        Весьма важною нравственною обязанностью въ то время считалось обли­
   ченіе всевозможныхъ злоупотребленій. И дѣйствительно, какую бы должность
   ни занималъ человѣкъ, какую бы обязанность онъ ни исполнялъ, какой бы
   рискъ ни представляло подобное обличеніе—лишеніе мѣста, даже послѣдняго
   куска хлѣба, но онъ не имѣлъ права равнодушно смотрѣть на злоупотреб­
   ленія въ общественной жизни. Такъ же брезгливо и строго относились не
   только къ подлости въ общественномъ отношеніи, но ко всякому наруше­
   нію честныхъ общеетвенныхъ принциповъ: учитель, литераторъ, профессоръ,
   хотя разъ устно или письменно высказавшій безчестные взгляды, хотя одну
   работу помѣстившій въ органѣ направленія противуположнаго современнымъ
   стремленіямъ,—­не допускался въ порядочное общество. Правда, это страстное
   стремленіе передовыхъ людей того времени упорядочить нравственно­распу­
   щенное русское общество, развить въ немъ общественные инстинкты, до тѣхъ
   поръ ему совершенно чуждые, высказывалось часто черезъ­чуръ формально,
   но законность ихъ требованій и желаній весьма понятна и уважительна.
   Страстность же, съ какою предъявлялись подобныя требованія, происходила
   отъ сознанія того, что наше интеллигентное общество страдаетъ недостаткомъ
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122