Page 120 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 120
— 104 —
отжившихъ условныхъ приличій, сковывавшихъ жизнь. Онъ рѣзко, до грубо
сти прямо говоритъ правду въ глаза даже и тому, передъ кѣмъ все трепе
щетъ и заискиваетъ,—и это понятно: ему не новость ничего не имѣть, онъ
привыкъ къ превратностямъ судьбы. Такъ же смѣло, даже рѣзко и грубо
онъ бросаетъ обличеніе въ лицо любимой дѣвушкѣ, — онъ рискнетъ скорѣе
быть отвергнутымъ ею, чѣмъ покривить совѣстью. За трудъ онъ можетъ
взяться тоже только въ томъ случаѣ, если этотъ трудъ прямо или косвенно
не заставить его потерять нравственной и умственной независимости, искрен
ности и Прямоты, благородной гордости, самостоятельности взгляда, когда этотъ
заработокъ безукоризненно честенъ и не имѣетъ ничего общаго съ тѣмъ, кото
рымъ кормились отцы. Серьезно занятый школами, литературою или земскою
дѣятельностью, онъ большую часть своего заработка удѣляетъ на устройство
какогонибудь общественнаго дѣла и лишь самую ничтожную часть оставляетъ
себѣ. Да ему и не на что много тратить: онъ по принципу и по привычкамъ
спартанецъ; его обстановка и платье не для шика, не для показа, а лишь для
того, чтобы служить своему прямому назначенію. Люди старшаго поколѣнія
и прежняго воспитанія смотрятъ на него, какъ на жалкаго плебея и сума
сброда, но это его нисколько не смущаетъ.
Новый герой не только спартанецъ и демократъ по натурѣ и принци
пам^ не только человѣкъ упорнаго труда, но и желѣзной воли, которую онъ
долженъ закалять все болѣе и проявлять ее даже въ дѣлѣ любви. Если жен
щина не можетъ идти съ нимъ рука объ руку, быть ему настоящимъ това
рищемъ, другомъ и помощникомъ въ общественной дѣятельности,—долой лю
бовь!.. Такое рѣшеніе онъ принимаетъ съ полнымъ стоицизмомъ: безъ жалобъ,
жалкихъ словъ и мученій... Страдать, говоритъ онъ, можно только изъза
неудавшагося общественнаго дѣла, изъза торжества подлости, изъза гибели
честнаго и невиннаго.
Взглядъ его на женщину вполнѣ совпадаетъ съ остальнымъ его міро
воззрѣніемъ, съ его спартанскимъ характеромъ. Ухаживать за ней на преж
ній ладъ, восторгаться ея красотой онъ считалъ пошлымъ, комичнымъ и
противнымъ его демократическимъ принципамъ. Онъ не эстетикъ тѣхъ бла
женныхъ временъ, когда, набаловавшись съ крѣпостною красавицеюмужич
кой, оставивъ ей даже залогъ своей любви, можно было съ спокойною со
вѣстью укатить за границу и любоваться дивными произведеніями искусства,
не заботясь о красавицѣ, которую выдадутъ замужъ за пьяницу. Женщина,
по его понятіямъ, равна мужчинѣ,—она должна быть такимъ же свободнымъ,
мыслящимъ и самостоятельнымъ человѣкомъ, какъ и онъ самъ! Зачѣмъ же
онъ будетъ преклоняться передъ ней, унижать ее своими ухаживаніями, —онъ
долженъ помогать ея развитію и образованію, споспешествовать ея скорѣй
шему появленію на аренѣ общественной дѣятельности.
Героинею 60хъ годовъ явилась женщина, сознательно стремившаяся
выбиться изъ исключительно семейной сферы, изъ спеціально для нея создан
ной атмосферы любви и личныхъ чувствъ, выйти изъподъ домашней опеки
и гнета, обезпечить себя честнымъ, самостоятельнымъ заработкомъ, какъ бы
ни была тяжела при этомъ жизненная борьба, покончить со множествомъ
предразсудковъ, сковывающихъ ея жизнь; она употребляетъ всѣ усилія за
воевать право на трудъ и приносить пользу не только семьѣ, но и обществу.
Расширяя свой кругозоръ и увеличивая свой умственный багажъ, она въ то же
время старается выработать въ себѣ неустанное стремленіе къ самообразо
ванію и саморазвитію, имѣя всегда въ виду расширеніе сферы женской дѣя
тельности вообще. Съ остальными чертами ея. характера мы уже знакомы: