Page 120 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 120

— 104 —

   отжившихъ условныхъ приличій, сковывавшихъ жизнь. Онъ рѣзко, до грубо­
   сти прямо говоритъ правду въ глаза даже и тому, передъ кѣмъ все трепе­
   щетъ и заискиваетъ,—и это понятно: ему не новость ничего не имѣть, онъ
   привыкъ къ превратностямъ судьбы. Такъ же смѣло, даже рѣзко и грубо
   онъ бросаетъ обличеніе въ лицо любимой дѣвушкѣ, — онъ рискнетъ скорѣе
   быть отвергнутымъ ею, чѣмъ покривить совѣстью. За трудъ онъ можетъ
   взяться тоже только въ томъ случаѣ, если этотъ трудъ прямо или косвенно
   не заставить его потерять нравственной и умственной независимости, искрен­
   ности и Прямоты, благородной гордости, самостоятельности взгляда, когда этотъ
   заработокъ безукоризненно честенъ и не имѣетъ ничего общаго съ тѣмъ, кото­
   рымъ кормились отцы. Серьезно занятый школами, литературою или земскою
   дѣятельностью, онъ большую часть своего заработка удѣляетъ на устройство
   какого­нибудь общественнаго дѣла и лишь самую ничтожную часть оставляетъ
   себѣ. Да ему и не на что много тратить: онъ по принципу и по привычкамъ
   спартанецъ; его обстановка и платье не для шика, не для показа, а лишь для
   того, чтобы служить своему прямому назначенію. Люди старшаго поколѣнія
   и прежняго воспитанія смотрятъ на него, какъ на жалкаго плебея и сума­
   сброда, но это его нисколько не смущаетъ.
        Новый герой не только спартанецъ и демократъ по натурѣ и принци­
   пам^ не только человѣкъ упорнаго труда, но и желѣзной воли, которую онъ
   долженъ закалять все болѣе и проявлять ее даже въ дѣлѣ любви. Если жен­
   щина не можетъ идти съ нимъ рука объ руку, быть ему настоящимъ това­
   рищемъ, другомъ и помощникомъ въ общественной дѣятельности,—долой лю­
   бовь!.. Такое рѣшеніе онъ принимаетъ съ полнымъ стоицизмомъ: безъ жалобъ,
   жалкихъ словъ и мученій... Страдать, говоритъ онъ, можно только изъ­за
   неудавшагося общественнаго дѣла, изъ­за торжества подлости, изъ­за гибели
   честнаго и невиннаго.
        Взглядъ его на женщину вполнѣ совпадаетъ съ остальнымъ его міро­
   воззрѣніемъ, съ его спартанскимъ характеромъ. Ухаживать за ней на преж­
   ній ладъ, восторгаться ея красотой онъ считалъ пошлымъ, комичнымъ и
   противнымъ его демократическимъ принципамъ. Онъ не эстетикъ тѣхъ бла­
   женныхъ временъ, когда, набаловавшись съ крѣпостною красавицею­мужич­
   кой, оставивъ ей даже залогъ своей любви, можно было съ спокойною со­
   вѣстью укатить за границу и любоваться дивными произведеніями искусства,
   не заботясь о красавицѣ, которую выдадутъ замужъ за пьяницу. Женщина,
   по его понятіямъ, равна мужчинѣ,—она должна быть такимъ же свободнымъ,
   мыслящимъ и самостоятельнымъ человѣкомъ, какъ и онъ самъ! Зачѣмъ же
   онъ будетъ преклоняться передъ ней, унижать ее своими ухаживаніями, —онъ
   долженъ помогать ея развитію и образованію, споспешествовать ея скорѣй­
   шему появленію на аренѣ общественной дѣятельности.
        Героинею 60­хъ годовъ­ явилась женщина, сознательно стремившаяся
   выбиться изъ исключительно семейной сферы, изъ спеціально для нея создан­
   ной атмосферы любви и личныхъ чувствъ, выйти изъ­подъ домашней опеки
   и гнета, обезпечить себя честнымъ, самостоятельнымъ заработкомъ, какъ бы
   ни была тяжела при этомъ жизненная борьба, покончить со множествомъ
   предразсудковъ, сковывающихъ ея жизнь; она употребляетъ всѣ усилія за­
   воевать право на трудъ и приносить пользу не только семьѣ, но и обществу.
   Расширяя свой кругозоръ и увеличивая свой умственный багажъ, она въ то же
   время старается выработать въ себѣ неустанное стремленіе къ самообразо­
   ванію и саморазвитію, имѣя всегда въ виду расширеніе сферы женской дѣя­
   тельности вообще. Съ остальными чертами ея. характера мы уже знакомы:
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125