Page 125 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 125

— 109 —

   шествіе и невозможностью бросать на удоводьствія болыпія деньги. Маль­
   чикъ пораженъ,—онъ первый разъ въ жизни испытываетъ рѣшительный отказъ
   и приходитъ въ сильное раздраженіе. На слѣдующій годъ повторяется
   таже настоятельная просьба со стороны сына; родители не устояли про­
   тивъ его страстнаго желанія и отпустили его, не смотря на то, что сдѣ­
   лать это имъ было не легко, какъ и въ прошлый разъ, и юноша прекрасно
   зналъ это. Но прошлогоднее раздраженіе за отказъ не улеглось въ немъ
   и, получивъ согласіе, онъ неспособенъ былъ всею душою отдаться радости,
   что его желаніе наконецъ исполнено. Не смотря на то, что это былъ спо­
   собный и развитой юноша, ему и въ голову не приходило оцѣнить по до­
   стоинству всю жертву родителей, хотя онъ прекрасно зналъ, какимъ тяже­
   лымъ трудомъ достаются отцу деньги, порядочная часть которыхъ будетъ
   истрачена на его удовольствіе, какъ боится мать этого перваго для него самостоя­
   тельнаго путешествія. Послѣ первыхъ словъ благодарности, онъ тутъ же вы­
   сказываетъ родителямъ свое негодованіе за прошлогодній отказъ, тутъ же
   снова и серьезно упрекаетъ ихъ за него. Это раздраженіе сказывалось въ
   немъ даже и черезъ несколько лѣтъ, когда юноша сдѣлался совершенно­
   лѣтнимъ молодымъ человѣкомъ.
        Мать должна предупреяідать желанія ребенка, должна стараться, чтобы
   онъ менѣе плакалъ и раздражался, но исключительно лишь въ то время,
   когда онъ еще нуждается въ чисто физическомъ уходѣ, когда онъ еще не
   умѣетъ выражать свои желанія словами. Если же она и послѣ этого періода бу­
   детъ предупреждать всякое пустое желаніе своего ребенка, будетъ выполнять его,
   жертвуя при этомъ своимъ покоемъ и покоемъ близкихъ, не будетъ пріучать
   его переносить отказовъ, она въ концѣ концовъ окажется его рабой, а онъ
   сдѣлается рабомъ своихъ прихотей. Однимъ словомъ, потворство и излишняя
   предупредительность могутъ повести­ лишь къ печальнымъ результатам^ все
   къ большей требовательности и повелительности, граничащиыъ съ деспотиз­
   момъ, черствостью, сухостью сердца и эгоизмомъ, къ полному ослабленію
   воли, къ развитію авторитетности и комичнаго апломба въ отношеніи къ
    окружающимъ. При такомъ воспитаніи ребенокъ будетъ предъявлять все
   болѣе требованій, все рѣзче и настойчивѣе настаивать на ихъ­ выполненіи,
   все нервнѣе и раздражительнѣе относиться къ отказамъ, даже самымъ закон­
   нымъ и разумно мотивированнымъ, все менѣе будетъ находить нужнымъ
   быть пріятнымъ родителямъ, выполнять ихъ законныя требованія. ІІри та­
   комъ воспитаніи, наконецъ, у ребенка не можетъ выработаться привычки,
   перерождающейся при иномъ направленіи воспитанія въ потребность сердца,
   помогать близкимъ въ домашнихъ затрудненіяхъ, доступныхъ его возрасту,
   выполнять относительно ихъ свои прямыя обязанности.
        При вышеописанномъ режимѣ, ребенокъ уже къ 9—10 лѣтамъ, за рѣд­
   кими исключеніями, дѣлается деспотомъ семьи, самодуромъ, „Китъ­китычемъ"
   въ миніатюрѣ. Въ немъ очень рано, инстинктивно, вырабатывается убѣжде­
   ніе, что окружающіе должны дѣлать все, что онъ желаетъ, и при этомъ въ
   немъ постепенно исчезаетъ совѣстливость и деликатность, а чаще всего, при
   такомъ положеніи вещей, и совсѣмъ не развивается ни того, ни другаго, не
   вырабатывается даже элементарнаго сознанія, что пользоваться услугами
   кого бы то ни было можно позволить себѣ лишь въ томъ случаѣ, когда самъ
   выполняешь относительно другихъ все, что только возможно. Между тѣмъ
   воспитаніе должно быть направлено къ достиженію совершенно противупо­
   ложныхъ цѣлей: къ развитію крѣпости духа, мужества и стойкости; оно
   должно укрѣпить и закалить волю ребенка, демократизировать его склон­
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130