Page 124 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 124

108 —

   къ высшимъ, крѣпостныхъ къ господамъ, дѣтей къ родителямъ,—все сдержи­
   валось только страхомъ, боязнью прогнѣвить власть имѣющаго и получить
   за это возмездіе. Никто не думалъ о томъ,      чтобы пріучить ребенка или
   подчиненнаго исполнять свою обязанность изъ сознанія долга, обществен­
   ной необходимости, изъ уваженія и       любви къ личности      власть имѣю­
   щаго. Вселять страхъ было единственнымъ стремленіемъ начальства и роди­
   телей, чтобы сдерживать въ уздѣ дѣтей и подчиненныхъ, чтобы заставлять
   ихъ повиноваться и выполнять обязанности. Въ освободительный періодъ ро­
   дители поняли, что страхъ—плохой воспитатель, мѣра, достойная лишь раба,
   и гнушались внушать его своимъ дѣтямъ. Къ сожалѣнію, многіе не понимали
   въ то время, что, изгоняя изъ воспитательной практики страхъ, необходимо
   ввести послѣдовательную дисциплину, и что въ такомъ случаѣ необходимо
   обращать особенное вниманіе на развитіе въ ребенкѣ деликатности и ува­
   женія къ близкимъ. Въ тѣхъ семьяхъ, гдѣ подобныя чувства не были воспи­
   таны, гдѣ заботились лишь о томъ, чтобы не нарушить свободы и самостоя­
   тельности дѣтей, а о правахъ родителей не было и помину, тамъ про­
   должалось то же рабство, то же крѣпостничество, только центръ тяжести
   перемѣстился: прежде дѣти были рабами, теперь родители сдѣлались ими,
   что, къ сожалѣнію, во многихъ семьяхъ и дѣйствительно существовало въ
   60­хъ гг. Родители все приносили въ жертву дѣтямъ, ихъ благу, успѣшному
   умственному развитію и ихъ удовольствіямъ и взамѣнъ этого ничего не тре­
   бовали отъ нихъ. Мать, утомленная непосильнымъ трудомъ, еле волоча ноги
   отъ усталости, лишь только узнавала о малѣйшемъ желаніи ребенка, броса­
   лась со всѣхъ ногъ исполнять его. Терпѣливая, выносливая на счетъ всевоз­
   можныхъ упущеній и недоемотровъ относительно себя и всѣхъ прочихъ въ
   домѣ, она смотрѣла, какъ на великое преступленіе, на всякую оплошность
   относительно дѣтей, при ребенкѣ строго выговарила прислугѣ за медленное
   приготовленіе кушанья, если онъ проголодался. Для него и у него было все
   лучшее въ домѣ —постель, кусокъ, комната, одежда. Вниманіе всего дома
   было обращено исключительно на ребенка,—всѣ дышали только имъ, передавали
   другъ другу и часто при немъ пустячки, сказанныя имъ, какъ нѣчто весьма
   замѣчательное, остроумное, чуть не геніальное. Такимъ образомъ ребенокъ очень
   рано начиналъ понимать свое значеніе въ домѣ, свою власть, силу, и въ
   немъ постепенно развивались­ жестокій эгоизмъ, который росъ и крѣпъ вмѣ­
   стѣ съ нимъ, бездушіе и сухость сердца, даже и въ томъ случаѣ, когда жи­
   вой интересъ близкихъ къ общечеловѣческимъ идеаламъ и разумное пре­
   подаваніе пробуждали въ немъ самомъ высшія и благороднѣйшія чувства.
   Такія дѣти возмужавши нерѣдко чувствовали горячую любовь къ человѣче­
   ству, искренно возмущались зломъ, но не способны были жертвовать своими
   личными интересами, не умѣли не на словахъ, а на дѣлѣ,            поступаться
   своими удовольствіями для спокойствія окружающихъ. Чѣмъ болѣе практико­
   валась излишняя предупредительность относительно дѣтей, чѣмъ болѣе ихъ
   баловали и потворствовали имъ, тѣмъ бездушнѣе и эгоистичнѣе выходили
   дѣти, и съ возрастомъ эгоизмъ ихъ проявлялся все очевиднѣе. Чѣмъ старше
   становились дѣти, тѣмъ менѣе умѣли они помириться съ отказомъ, даже и
   въ томъ случаѣ, если родителямъ не было никакой возможности выполнить
   ихъ желаніе. Самый законный отказъ заставлялъ жестоко страдать балован­
   ныхъ дѣтей, и они долго не могли простить родителямъ этого преступленія.
        Родители, исключительно существующіе своимъ трудомъ, отказываютъ
   16­ти лѣтнему сыну въ его просьбѣ ѣхать за границу, мотивируя свой
   отказъ страхомъ отпустить его одного, неопытнаго, въ такое далекое путе­
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129