Page 124 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 124
108 —
къ высшимъ, крѣпостныхъ къ господамъ, дѣтей къ родителямъ,—все сдержи
валось только страхомъ, боязнью прогнѣвить власть имѣющаго и получить
за это возмездіе. Никто не думалъ о томъ, чтобы пріучить ребенка или
подчиненнаго исполнять свою обязанность изъ сознанія долга, обществен
ной необходимости, изъ уваженія и любви къ личности власть имѣю
щаго. Вселять страхъ было единственнымъ стремленіемъ начальства и роди
телей, чтобы сдерживать въ уздѣ дѣтей и подчиненныхъ, чтобы заставлять
ихъ повиноваться и выполнять обязанности. Въ освободительный періодъ ро
дители поняли, что страхъ—плохой воспитатель, мѣра, достойная лишь раба,
и гнушались внушать его своимъ дѣтямъ. Къ сожалѣнію, многіе не понимали
въ то время, что, изгоняя изъ воспитательной практики страхъ, необходимо
ввести послѣдовательную дисциплину, и что въ такомъ случаѣ необходимо
обращать особенное вниманіе на развитіе въ ребенкѣ деликатности и ува
женія къ близкимъ. Въ тѣхъ семьяхъ, гдѣ подобныя чувства не были воспи
таны, гдѣ заботились лишь о томъ, чтобы не нарушить свободы и самостоя
тельности дѣтей, а о правахъ родителей не было и помину, тамъ про
должалось то же рабство, то же крѣпостничество, только центръ тяжести
перемѣстился: прежде дѣти были рабами, теперь родители сдѣлались ими,
что, къ сожалѣнію, во многихъ семьяхъ и дѣйствительно существовало въ
60хъ гг. Родители все приносили въ жертву дѣтямъ, ихъ благу, успѣшному
умственному развитію и ихъ удовольствіямъ и взамѣнъ этого ничего не тре
бовали отъ нихъ. Мать, утомленная непосильнымъ трудомъ, еле волоча ноги
отъ усталости, лишь только узнавала о малѣйшемъ желаніи ребенка, броса
лась со всѣхъ ногъ исполнять его. Терпѣливая, выносливая на счетъ всевоз
можныхъ упущеній и недоемотровъ относительно себя и всѣхъ прочихъ въ
домѣ, она смотрѣла, какъ на великое преступленіе, на всякую оплошность
относительно дѣтей, при ребенкѣ строго выговарила прислугѣ за медленное
приготовленіе кушанья, если онъ проголодался. Для него и у него было все
лучшее въ домѣ —постель, кусокъ, комната, одежда. Вниманіе всего дома
было обращено исключительно на ребенка,—всѣ дышали только имъ, передавали
другъ другу и часто при немъ пустячки, сказанныя имъ, какъ нѣчто весьма
замѣчательное, остроумное, чуть не геніальное. Такимъ образомъ ребенокъ очень
рано начиналъ понимать свое значеніе въ домѣ, свою власть, силу, и въ
немъ постепенно развивались жестокій эгоизмъ, который росъ и крѣпъ вмѣ
стѣ съ нимъ, бездушіе и сухость сердца, даже и въ томъ случаѣ, когда жи
вой интересъ близкихъ къ общечеловѣческимъ идеаламъ и разумное пре
подаваніе пробуждали въ немъ самомъ высшія и благороднѣйшія чувства.
Такія дѣти возмужавши нерѣдко чувствовали горячую любовь къ человѣче
ству, искренно возмущались зломъ, но не способны были жертвовать своими
личными интересами, не умѣли не на словахъ, а на дѣлѣ, поступаться
своими удовольствіями для спокойствія окружающихъ. Чѣмъ болѣе практико
валась излишняя предупредительность относительно дѣтей, чѣмъ болѣе ихъ
баловали и потворствовали имъ, тѣмъ бездушнѣе и эгоистичнѣе выходили
дѣти, и съ возрастомъ эгоизмъ ихъ проявлялся все очевиднѣе. Чѣмъ старше
становились дѣти, тѣмъ менѣе умѣли они помириться съ отказомъ, даже и
въ томъ случаѣ, если родителямъ не было никакой возможности выполнить
ихъ желаніе. Самый законный отказъ заставлялъ жестоко страдать балован
ныхъ дѣтей, и они долго не могли простить родителямъ этого преступленія.
Родители, исключительно существующіе своимъ трудомъ, отказываютъ
16ти лѣтнему сыну въ его просьбѣ ѣхать за границу, мотивируя свой
отказъ страхомъ отпустить его одного, неопытнаго, въ такое далекое путе