Page 129 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 129

— 113 —

   того, въ чемъ я нуждался,—оздоровить мою волю, разслабленную потвор­
   ствомъ матери въ дѣтствѣ.
         Баловство и излишняя предупредительность нерѣдко создавали изъ дѣтей
   черезчуръ требовательныхъ барчатъ, даже въ домѣ тѣхъ родителей, гдѣ
   они видѣли самое гуманное отношеніе окружающихъ къ прислугѣ. Чуть они
   подростали,   они считали • себя уже въ правѣ командовать прислугою и
   неукоснительно указывали ей всѣ упущенія, всѣ бреши въ исполненіи ея
   обязанностей. А ужъ у нихъ ли не пробуждали демократическихъ чувствъ,
   симпатіи къ низшимъ классамъ!
         Чтобы наглядно представить себѣ, какую видную роль въ домѣ играли
   дѣти   60­хъ гг., нужно было войти въ любой домъ интеллигентной семьи.
    Лучшая комната, которая прежде назначалась для гостиной, теперь отведена
   была подъ дѣтскую. Въ рабочемъ кабинетѣ отца или въ спальнѣ матери
   часто не было даже мягкаго кресла. Необходимую мягкую мебель можно
   было бы имѣть, но всѣ средства семьи уходятъ на выполненіе требованій
   гигіены, на пособія для умственнаго развитія дѣтей, на удовлетвореніе ихъ
   желаній. Зато дѣтская представляетъ цѣлый музей. Стѣны ея обвѣшаны
   иллюстрациями по зоологіи и ботаникѣ, картинами, изображающими тотъ или
   другой моментъ трудовой жизни русскаго крестьянина. Въ углахъ комнаты
   навалены деревянные кубики, на столахъ разложены работы изъ гороха,
   плетенья, лѣпка различныхъ предметовъ и другія занятія по фребелевской
   методѣ. У людей болѣе состоятельныхъ можно было найти даже чучела
   звѣрей и птицъ, акваріумы, терраріи, клѣтки съ живыми звѣрьками и пти­
   цами, ящики подъ стекломъ съ коллекціями камней, образцы разныхъ произ­
   водству и въ каждой дѣтской непремѣнно домашняя гимнастика.
         Къ сожалѣнію со всѣми этими пособіями и приспособленіями не всегда
   умѣли управляться, не всегда могли достаточно популярно объяснить, очень
   часто и объяснять многое было черезъ чуръ преждевременно. Къ тому же въ
   общемъ обиліе всѣхъ этихъ приспособлена! и ихъ пестрая выставка пріучали
   дѣтей схватывать верхушки самыхъ разнообразныхъ знаній.
         Если ребенокъ преждевременно усвоиваетъ то или другое знаніе, прежде­
   временно читаетъ ту или другую книгу, — это вредно не только потому, что
   губитъ здоровье и притупляете способности, но и потому, что когда ребенокъ
   подрастетъ и ему придется серьезно знакомиться съ тѣмъ, что ему было уже
   объяснено, ему все будетъ казаться, что онъ знакомъ съ предметомъ, хотя
   онъ уловилъ лишь внѣшнюю его сторону. У него не явится настоящаго ин­
   тереса къ предмету, при изученіи его онъ не будетъ дѣлать усилій, чтобы
   углубиться, основательнѣе съ нимъ ознакомиться. Но и поверхностное знаком­
   ство съ предметомъ, и скорѣе всего именно оно, даетъ возможность мальчику
   щегольнуть своимъ чтеніемъ передъ товарищами. Удача въ этомъ отношеніи
   развиваетъ тщеславіе, мелкое самолюбіе, поверхностное, недобросовѣстное
   отношеніе къ усвоенію знаній и порождаетъ въ юношѣ преувеличенно­высо­
   кое мнѣніе о себѣ, авторитетность въ приговорахъ, резонерство.
         Вмѣсто прежняго стѣсненія дѣти пользовались теперь полною свободою,
   въ нѣкоторыхъ семьяхъ, къ сожалѣнію, черезъ чуръ преждевременно. Прежде
   часто даже взрослый сынъ, а тѣмъ паче дочь не могли шагу сдѣлать изъ
   дому безъ дозволенія родителей, не могли, согласно собственному желанію,
   пригласить къ себѣ знакомыхъ, угостить ихъ безъ разрѣшенія старшихъ. Что
   же касается маленькихъ дѣтей, то стѣсненіе ихъ свободы было гибельно по­
   тому, что имъ не дозволяли свободно высказывать свое мнѣніе, выражать свой
   вкусъ, спрашивать родителей обо всемъ, что имъ приходило въ голову; въ
                                                                           8888
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134