Page 130 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 130

— 114 —

   присутствіи старшихъ, по нѣскольку часовъ къ ряду, ихъ заставляли сидѣть
   не двигаясь на одномъ мѣстѣ, не всегда давали имъ возможность, когда это
   было необходимо, въ волю навозиться и пошумѣть. Такое стѣсненіе вело ко
   лжи, лицемѣрію, къ предосудительнымъ поступкамъ втихомолку, за спиною,
   тормозило правильное физическое развитіе дѣтей. Въ 60­хъ гг. на эту сторону
   воспитанія обращено было должное вниманіе, и ^прежнее стѣсненіе свободы
   дѣтей почти повсюду уничтожено, но къ сожалѣнію, въ нѣкоторыхъ семьяхъ,
   дѣтямъ предоставлена была слишкомъ преждевременно полная, безконтроль­
   ная, безотчетная свобода, что приносило столько же вреда, сколько и преж­
   нее стѣсненіе свободы. Дѣти, въ нѣкоторыхъ домахъ, уже въ 8—9 лѣтъ, ухо­
   дили безъ спросу, куда вздумается и возвращались домой, когда сами того
   желали; приглашали къ себѣ даже случайныхъ знакомыхъ и сами бѣгали къ
   нимъ. Знакомства часто оказывались неподходящими и ихъ приходилось пре­
   кращать. При свободѣ, которою пользовались дѣти, это оскорбляло ихъ, вы­
   зывало раздраженіе. Бывали и такія семьи, гдѣ свобода дѣтей доходила до
   распущенности: они могли говорить постороннему, что вздумается, повторяли
   уличныя бранныя слова, и родители ихъ не останавливали. „Грязное къ чи­
   стому, не пристанетъ", оправдывались они передъ тѣми, кого это возмущало,
   или „пусть бы не дѣлали безчестныхъ поступковъ, не фальшивили и не льстили
   каждому".    Но тутъ очевидно искренность и правдивость смѣшивались съ
   назойливостью, грубостью и пошлостью.
        Полною свободою человѣкъ можетъ пользоваться лишь тогда, когда онъ
   становится отвѣтственнымъ за свои поступки, когда онъ самъ добьется само­
   стоятельности или пріобрѣтетъ, по крайней мѣрѣ, возможность быть само­
   стоятельнымъ. Дѣти, пользующаяся полной свободой раньше, чѣмъ они нріобрѣ­
   тутъ самостоятельность, не торопятся потомъ добиваться ея. Да они и не
   умѣютъ цѣнить свободу, такъ какъ не знаютъ, что такое стѣсненіе ея; имъ
   свобода далась безъ стремленія къ ней, безъ борьбы за нее. При такомъ ре­
   жимѣ юноши, лишь богато одаренные въ умственномъ и нравственномъ отно­
   шеніи, понимаютъ впослѣдствіи, что самостоятельность и свобода призрачны
   и ничто иное, какъ иллюзіи, пока онѣ дарованы родителями, а не завоеваны
   путемъ личнаго тяжелаго труда, борьбы съ жизненными препятствіями съ
   юношескихъ лѣтъ.
        Порождало недоразумѣнія, и часто весьма печальнаго характера, и утри­
   рованно­деликатное отношеніе родителей къ душевному міру своихъ дѣтей.
   Прежде родители безцеремонно толкались въ душевные уголки своихъ дѣтей,
   теперешнимъ родителямъ это казалось и неделикатнымъ и стѣсняющимъ сво­
   боду дѣтей. Дѣти привыкали съ дѣтства все говорить родителямъ, но когда
   исполнялось ребенку 12, 13, 14 лѣтъ, родители переставали спрашивать его
   о томъ, что онъ дѣлалъ у товарища или въ гостяхъ, куда онъ намѣренъ
   пойти. Это дѣлалось не, потому, что родители не интересовались дѣтьми, а
   по принципу не вмѣшиваться въ интимный міръ ребенка, если онъ самъ того
   не желаетъ, забывая, что душа ребенка въ такой возрастъ должна быть вполнѣ
   открытой книгой для родителей. Вмѣсто того, чтобы вѣчно поддерживать пол­
   ную откровенность своими разспросами, они постепенно переставали это дѣ­
   лать, и ребенокъ становился все менѣе откровеннымъ. Многія дѣти упрекали
   впослѣдствіи своихъ родителей за то, что они мало интересовались ихъ внут­
   реннею жизнью, между тѣмъ такое взаимное недоразумѣніе происходило лишь
   отъ утрированной деликатности родителей, отъ нежеланія вторгаться въ ду­
   шевный міръ своихъ подростающихъ дѣтей.
        Не совсѣмъ удобно было для дѣтей и то обстоятельство, что во многихъ
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135