Page 131 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 131

— 115 —

   семьяхъ при дѣтяхъ старшіе вели разговоры и споры между собою. Дѣти,
   такимъ образомъ, нахватывали словъ, фразъ и сужденій, не понимая ихъ
   смысла, или преждевременно начинали понимать то, что должны были узнать
   гораздо позже. Дѣти должны жить въ сферѣ своихъ дѣтскихъ интересовъ и
   пе привыкать произносить словъ, смысла которыхъ они не понимаютъ.
        Всѣ эти погрѣшности въ воспитаніи тамъ, гдѣ онѣ давали себя чувство­
   вать въ большей или меньшей сгепени, происходили какъ вслѣдствіе отсут­
   ствія педагогической опытности, такъ и потому, что идеи свободы, равенства,
   гуманности, справедливости впервые примѣнялись на практикѣ, а у громад­
   наго большинства и впервые возникли въ головѣ. И будущіе педагоги должны
   положить въ основу воспитанія тѣ же принципы, но въ примѣненіи ихъ на
   практикѣ избѣгать крайностей, утрировки, односторонности и преувеличеній.
   Нужно помнить, что воспитателямъ 60­хъ гг. приходилось постоянно бороться
   противъ растлѣвающаго вліянія принципа слѣпаго послушанія и подчиненія
   всесильному авторитету родительской власти, что вслѣдствіе этого главнымъ
   образомъ они перегнули въ другую сторону, но что и при теперешнемъ вос­
   питаніи нужно имѣть это въ виду, такъ какъ этотъ принципъ испоконъ вѣка
   былъ привитъ къ нашимъ нравамъ и далеко не совсѣмъ исчезъ и въ настоя­
   щее время. Педагоги должны преслѣдовать проязволъ и своеволіе дѣтей, но
   точно также твердо помнить, какой тяжкій вредъ приносить дѣтямъ требо­
   ваніе слѣпаго подчиненія, лишеніе возможности самостоятельно высказывать
   свои взгляды и мысли. Такое воспитаніе не можетъ создать людей съ само­
   стоятельною мыслію и волею, не можетъ выработать борцовъ за правду и
   идеалы. Изъ ребенка, которому всю жизнь внушаютъ, что онъ самъ по себѣ
   ничто, что онъ не долженъ разсуждать, а обязанъ только подчиняться, вый­
   детъ .угнетатель или забитый, приниженный и угодливый лакей.
    ЧдХтилитарное направленіе 60­хъ гг. отразилось и на воспитаніи: даже
   тамъ, гдѣ баловали дѣтей, старались ограничить ихъ эстетическія стремленія
   и склонности. У ребенка склонность къ изящному сказывается въ томъ, что
   онъ плететъ вѣнки, вяжетъ букеты изъ полевыхъ цвѣтовъ, долго трудится,
   чтобы исполнить свою работу покрасивѣе. „Скажи лучше, какъ называется
   этотъ цвѣтокъ? Посмотримъ его тычинки и пестики, пересчитаемъ лепестки",—
   прерываетъ его воспитательница, досадуя, что онъ такъ долго занятъ эсте­
   тикой.
        Дѣвочка проситъ надѣть не то платье, которое приготовили для нея, а
   другое,:—голубенькое... свѣтленькое. Если это не затруднительно, не состав­
   ляетъ ни разсчета, ни хлопотъ, отчего не исполнить ея желанія? Дѣвочка,
   всякое желаніе которой выполняютъ, но систематично преслѣдуютъ лишь ея
   желаніе перемѣнить что нибудь въ своемъ туалетѣ,—скоро пойметъ гоненіе,
   исключительно направленное на наряды.
        Въ    этомъ  отказѣ,  кромѣ утилитарнаго направленія, сказывался и
   страхъ воспитать кокетку. Но кокеткою дѣвушка становится не потому, что
   въ дѣтствѣ она любитъ приколоть цвѣтокъ къ корсажу, одѣть платье того
   или другаго цвѣта, а потому, что у нея въ головѣ ничего нѣтъ, кромѣ тря­
   покъ, потому что въ дѣтствѣ у нея не были развиты ни любознательность,
   ни интересъ къ знанію, ни наблюдательность къ явленіямъ жизни и природы,
         Искусственное и ненужное преслѣдованіе всякой красивой бездѣлушки,
   всего изящнаго въ обстановкѣ, невиннаго проявленія того же въ туалетѣ ре­
   бенка, слишкомъ узкое примѣненіе въ практической жизни принципа утили­
   таризма, стѣснявшаго личные вкусы, часто сказывалось впослѣдствіи въ фа­
   товатыхъ вожделѣніяхъ дѣтей, и наперекоръ суровой, монашеской обстановкѣ
                                                                          8*8*8*8*
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136