Page 121 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 121
— 105 —
она вышла изъ той же среди, какъ и молодежь мужскаго пола, дѣйствовала
въ тотъ же освободительный періодъ и придерживалась тѣхъ же спартанскихъ
и демократическихъ взглядовъ, предпочитая утилитаризмъ эстетикѣ.
Таковы были времена, нравы и идеалы людей 60хъ гг.,—и они вполнѣ
отразились на воспитапіи. Подъемъ педагогическихъ идей, ихъ пробужденіе и
обновленіе сказались весьма чувствительно уже въ 1856 г. Освобожденіе
крестьянъ и школьныя реформы довели это движеніе до своего апогея. Интел
лигентное общество, съ небывалою страстью и одушевленіемъ, бросилось на
изученіе вопросовъ воспитанія. _Педагогика впервые дѣлается достояніемъ не
только спеціалистовъ, но всѣхъ, желающихъ блага своей родинѣ. И дѣйстви
~тельно,~ никогда, ни раньше, ни позже, русское общество не изучало такъ
серьезно этого дѣла. Оно поняло, что въ обновленіи воспитанія, болѣе чѣмъ
въ чемъ бы то ни было, лежитъ залогъ умственнаго и нравственнаго пере
рожденія русскаго общества, распространенія просвѣщенія и уничтоженія
предразсудковъ, сковывавшихъ проявленіе самостоятельной мысли. Никогда
раньше не появлялось столько самостоятельныхъ и переводныхъ педаго
гическихъ трудовъ: по методикѣ преподаванія элементарныхъ предметовъ,
по физическому уходу за дѣтьми, по нравственному и умственному ихъ
развитію. Устроилось множество кружковъ съ цѣлью выяснять и изучать
вопросы воспитанія: въ нихъ читались рефераты по педагогическимъ вопро
самъ, давали отчетъ о прочитанныхъ педагогическихъ сочиненіяхъ, о пре
подаваній въ той или другой школѣ; члены того или другаго общества или
кружка дѣлали критическія на нихъ замѣчанія, или кто нибудь изъ нихъ
сообщалъ свои наблюденія надъ развитіемъ маленькихъ дѣтей въ школѣ и
дома. Въ подобныхъ собраніяхъ члены нерѣдко одинъ за другимъ, по оче
реди, разсказывали свое прошлое воспитаніе, указывая, какъ тѣ или другія
явленія вліяли на складъ характера. Матери, вспоминая свое прошлое, пора
женныя его ужасомъ, безнравственностью, уродливостью и убожествомъ, давали
слово воспитать своихъ дѣтей совсѣмъ въ другомъ направленіи, не смущаясь
при этомъ ни тяжестью труда, ни борьбою съ предразсудками. И действительно,
воспитатели 60хъ гг. не щадили ни силъ, ни здоровья, честно и усидчиво
поработали для воспитанія, многое выяснили въ немъ и оставили будущимъ
поколѣніямъ цѣнные труды по разнымъ отраслямъ педагогики. Но, не имѣя
возможности пользоваться педагогическимъ опытомъ своихъ предшественни
ковъ, такъ какъ его почти не существовало, а также вслѣдствіе того, что
жизнь русскаго общества освободительнаго періода входила въ совершенно
новый фазисъ развитія, предъявляла новыя требованія, людямъ 60хъ гг.
пришло'сь постр'бйтѴ воспитаніе на новыхъ принципахъ, которые были въ
тѣсной связи, шли рука объ руку~~съ~ нравами и воззрѣніями людей того
времени^ Натурально, что это воспитаніе, какъ совершенно новое дѣло, было
■£опряжено съ ошибками. Но такъ какъ основы этого новаго воспитанія
были построены на высоконравственныхъ идеалахъ и гуманнѣйшихъ прин
ципахъ, то неудачные примѣры воспитанія 60хъ гг. должны повести не къ
отрицанію воспитанія того времени и даже его характера, а наоборотъ къ
внимательному, всестороннему изученію его, къ дальнѣйшей разработкѣ идей
и методовъ того времени и, послѣ критическаго анализа и провѣрки, вновь
къ практическому примѣненію ихъ сообразно съ духомъ времени и потреб
ностями общества.
Нравственное угнетеніе дѣтей, отсутствіе умственнаго ихъ развитія, нако
нецъ сила родительскаго авторитета, налагавшаго обязанности лишь на
дѣтей,'—всѣ эти основы, на которыхъ зиждилось прежнее воспитаніе, теперь