Page 121 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 121

— 105 —

    она вышла изъ той же среди, какъ и молодежь мужскаго пола, дѣйствовала
    въ тотъ же освободительный періодъ и придерживалась тѣхъ же спартанскихъ
    и демократическихъ взглядовъ, предпочитая утилитаризмъ эстетикѣ.
         Таковы были времена, нравы и идеалы людей 60­хъ гг.,—и они вполнѣ
    отразились на воспитапіи. Подъемъ педагогическихъ идей, ихъ пробужденіе и
    обновленіе сказались весьма чувствительно уже въ       1856 г. Освобожденіе
    крестьянъ и школьныя реформы довели это движеніе до своего апогея. Интел­
    лигентное общество, съ небывалою страстью и одушевленіемъ, бросилось на
    изученіе вопросовъ воспитанія. _Педагогика впервые дѣлается достояніемъ не
    только спеціалистовъ, но всѣхъ, желающихъ блага своей родинѣ. И дѣйстви­
  ~тельно,~ никогда, ни раньше, ни позже, русское общество не изучало такъ
    серьезно этого дѣла. Оно поняло, что въ обновленіи воспитанія, болѣе чѣмъ
    въ чемъ бы то ни было, лежитъ залогъ умственнаго и нравственнаго пере­
    рожденія русскаго общества, распространенія      просвѣщенія и уничтоженія
    предразсудковъ, сковывавшихъ проявленіе самостоятельной мысли. Никогда
    раньше не появлялось столько самостоятельныхъ и переводныхъ педаго­
    гическихъ трудовъ:   по методикѣ преподаванія элементарныхъ предметовъ,
    по физическому уходу за дѣтьми, по нравственному и умственному            ихъ
    развитію. Устроилось множество кружковъ съ цѣлью выяснять и изучать
    вопросы воспитанія: въ нихъ читались рефераты по педагогическимъ вопро­
    самъ, давали отчетъ о прочитанныхъ педагогическихъ сочиненіяхъ, о пре­
    подаваній­ въ той или другой школѣ; члены того или другаго общества или
    кружка дѣлали критическія на нихъ замѣчанія, или кто нибудь изъ нихъ
    сообщалъ свои наблюденія надъ развитіемъ маленькихъ дѣтей въ школѣ и
    дома. Въ подобныхъ собраніяхъ члены нерѣдко одинъ за другимъ, по оче­
    реди, разсказывали свое прошлое воспитаніе, указывая, какъ тѣ или другія
    явленія вліяли на складъ характера. Матери, вспоминая свое прошлое, пора­
    женныя его ужасомъ, безнравственностью, уродливостью и убожествомъ, давали
    слово воспитать своихъ дѣтей совсѣмъ въ другомъ направленіи, не смущаясь
    при этомъ ни тяжестью труда, ни борьбою съ предразсудками. И действительно,
    воспитатели 60­хъ гг. не щадили ни силъ, ни здоровья, честно и усидчиво
    поработали для воспитанія, многое выяснили въ немъ и оставили будущимъ
    поколѣніямъ цѣнные труды по разнымъ отраслямъ педагогики. Но, не имѣя
    возможности пользоваться педагогическимъ опытомъ своихъ предшественни­
    ковъ, такъ какъ его почти не существовало, а также вслѣдствіе того, что
    жизнь русскаго общества освободительнаго періода входила въ совершенно
    новый фазисъ­ развитія, предъявляла новыя требованія, людямъ 60­хъ         гг.
    пришло'сь­ постр'бйтѴ воспитаніе на новыхъ принципахъ, которые были въ
    тѣсной связи, шли рука объ руку~~съ~ нравами и воззрѣніями людей того
    времени^ Натурально, что это воспитаніе, какъ совершенно новое дѣло, было
   ■£опряжено съ ошибками. Но такъ какъ основы этого новаго воспитанія
    были построены на высоконравственныхъ идеалахъ и гуманнѣйшихъ прин­
    ципахъ, то неудачные примѣры воспитанія 60­хъ гг. должны повести не къ
    отрицанію воспитанія того времени и даже его характера, а наоборотъ        къ
    внимательному, всестороннему изученію его, къ дальнѣйшей разработкѣ идей
    и методовъ того времени и, послѣ критическаго анализа и провѣрки, вновь
    къ практическому примѣненію ихъ сообразно съ духомъ времени и потреб­
    ностями общества.
         Нравственное угнетеніе дѣтей, отсутствіе умственнаго ихъ развитія, нако­
    нецъ сила родительскаго авторитета, налагавшаго        обязанности лишь на
    дѣтей,'—всѣ эти основы, на которыхъ зиждилось прежнее воспитаніе, теперь
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126