Page 116 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 116
— 100 —
Въ предыдущемъ очеркѣ мы уже говорили о томъ, что съ конца 30хъ
и начала 40хъ гг. началось постепенное перемѣщеніе умственнаго движенія
изъ одного класса въ другой: прежде все, что было наиболѣе мыслящаго, тя
нулось въ высніій слой общества, какъ потому, что онъ игралъ первенствую
щую роль въ жизни, такъ и потому, что среди него были наиболѣе просвѣ
щенные и развитые люди. Теперь своимъ развитіемъ и образованіемъ сталъ
постепенно выдвигаться средній классъ общества, а умственные интересы
высшихъ классовъ начинаютъ все болѣе падать. Университеты притягиваютъ
къ себѣ юношество средней руки, лучшіе журналы стремятся въ популярной
формѣ и переводахъ познакомить читателей съ политике экономическими
вопросами, съ идеями запада и съ произведеніями величайшихъ иностранныхъ
писателей и мыслителей. Такимъ образомъ университеты и журналистика,
эти величайшіе двигатели русскаго прогресса, становятся съ этихъ поръ
доступными все большему кругу людей.
Это умственное движеніе, подавленное въ 40хъ гг., вспыхнуло съ но
вой силой и распространилось въ кругу несравненно болѣе громадномъ въ
концѣ 50хъ и въ началѣ 60хъ гг. Стремленіе молодежи въ университеты и
къ самообразованію сказалось съ небывалой до тѣхъ поръ силой и прояви
лось въ средѣ еще несравненно болѣе обездоленной, чѣмъ это было до тѣхъ
поръ, въ семьяхъ наибѣднѣйшихъ помѣщиковъ, мелкихъ чиновниковъ, разно
чинцевъ, духовенства, мѣщанъ. Прежде такіе люди довольствовались оконча
ніемъ курса въ уѣздномъ училищѣ, въ семинаріи, изрѣдка въ гимназіи,—те
перь они бросились въ университеты, сдѣлавшіеся къ этому времени еще
болѣе доступными для бѣдняковъ и притягивавшіе ихъ къ себѣ какъ потому,
что въ нихъ можно было получить высшее образованіе, такъ и привилегіями,
которыя они давали окончившимъ курсъ. Русская журналистика и универси
теты, сдѣлавшись болѣе доступными массѣ, повліяли на то, что умственное
движеніе освободительнаго періода захватило въ свой круговоротъ такой гро
мадный классъ разночинцевъ. Эти бѣдняки прошли суровую школу жизни:
колотушки въ дѣтствѣ, хроническія голодовки, всяческія униженія изъза
куска хлѣба. Они внесли въ интеллигентную среду знаніе народа, старались
обратить на него вниманіе, возбудить къ нему симпатію. Если прошлое этихъ
людей въ матеріальномъ отношеніи было ужасно, то и теперь ихъ преслѣдовала
таже нищета и тяжелая борьба за существованіе. Естественно, что такимъ (а въ
60хъ гг., среди новыхъ людей, они составляли громадное большинство) было
не до франтовства; элегантныхъ, великосвѣтскихъ манеръ они тоже имѣть не
могли. Умственное движеніе 60хъ гг., захвативъ въ свой круговоротъ огромный
классъ разночинцевъ, выдвинуло его впередъ, и съ тѣхъ поръ высшіе умственные
и нравственные интересы и идеалы сосредоточиваются именно въ этомъ классѣ
общества. Какъ только образованіе сдѣлалось доступнымъ бѣднякамъ, они
немедленно выдвинули изъ своей среды людей мысли и несомнѣнныхъ дарова
ній. Естественно, что эта среда, эти новые люди и выработали, сообразно
съ условіями своего быта и своихъ воззрѣній, новые идеалы, новые взгляды
и стремленія несравненно болѣе демократическаго характера, чѣмъ прежде.
Принципъ утилитаризма всеже былъ въ эту пору не на первомъ планѣ.
Первою заповѣдыо было требованіе отъ каждаго безкорыстной общественной дѣя
тельности, и общественная нравственность въ это время дѣйствительно стояла
выше личной. Это не значило, что люди 60 хъ гг. въ смыслѣ личной нравственно
сти были несостоятельнѣе людей предыдущей эпохи; это невозможно было уже
потому, что въ періодъ крѣпостничества и произвола помѣщичьей власти по во
просамъ нравственнымъ были самыя смутныя понятія, да и не могло быть иначе,