Page 116 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 116

— 100 —

        Въ предыдущемъ очеркѣ мы уже говорили о томъ, что съ конца 30­хъ
   и начала 40­хъ гг. началось постепенное перемѣщеніе умственнаго движенія
   изъ одного класса въ другой: прежде все, что было наиболѣе мыслящаго, тя­
   нулось въ высніій слой общества, какъ потому, что онъ игралъ первенствую­
   щую роль въ жизни, такъ и потому, что среди него были наиболѣе просвѣ­
   щенные и развитые люди. Теперь своимъ развитіемъ и образованіемъ сталъ
   постепенно выдвигаться средній классъ общества, а умственные интересы
   высшихъ классовъ начинаютъ все болѣе падать. Университеты притягиваютъ
   къ себѣ юношество средней руки, лучшіе журналы стремятся въ популярной
   формѣ и переводахъ познакомить      читателей съ политике ­ экономическими
   вопросами, съ идеями запада и съ произведеніями величайшихъ иностранныхъ
   писателей и мыслителей. Такимъ образомъ университеты и журналистика,
   эти величайшіе двигатели русскаго прогресса, становятся съ этихъ поръ
   доступными все большему кругу людей.
        Это умственное движеніе, подавленное въ 40­хъ гг., вспыхнуло съ но­
   вой силой и распространилось въ кругу несравненно болѣе громадномъ въ
   концѣ 50­хъ и въ началѣ 60­хъ гг. Стремленіе молодежи въ университеты и
   къ самообразованію сказалось съ небывалой до тѣхъ поръ силой и прояви­
   лось въ средѣ еще несравненно болѣе обездоленной, чѣмъ это было до тѣхъ
   поръ, въ семьяхъ наибѣднѣйшихъ помѣщиковъ, мелкихъ чиновниковъ, разно­
   чинцевъ, духовенства, мѣщанъ. Прежде такіе люди довольствовались оконча­
   ніемъ курса въ уѣздномъ училищѣ, въ семинаріи, изрѣдка въ гимназіи,—те­
   перь  они бросились въ университеты,     сдѣлавшіеся къ этому времени еще
   болѣе доступными для бѣдняковъ и притягивавшіе ихъ къ себѣ какъ потому,
   что въ нихъ можно было получить высшее образованіе, такъ и привилегіями,
   которыя они давали окончившимъ курсъ. Русская журналистика и универси­
   теты, сдѣлавшись болѣе доступными массѣ, повліяли на то, что умственное
   движеніе освободительнаго періода захватило въ свой круговоротъ такой гро­
   мадный классъ разночинцевъ. Эти бѣдняки прошли суровую школу жизни:
   колотушки въ дѣтствѣ, хроническія голодовки, всяческія униженія изъ­за
   куска хлѣба. Они внесли въ интеллигентную среду знаніе народа, старались
   обратить на него вниманіе, возбудить къ нему симпатію. Если прошлое этихъ
   людей въ матеріальномъ отношеніи было ужасно, то и теперь ихъ преслѣдовала
   таже нищета и тяжелая борьба за существованіе. Естественно, что такимъ (а въ
   60­хъ гг., среди новыхъ людей, они составляли громадное большинство) было
   не до франтовства; элегантныхъ, великосвѣтскихъ манеръ они тоже имѣть не
   могли. Умственное движеніе 60­хъ гг., захвативъ въ свой круговоротъ огромный
   классъ разночинцевъ, выдвинуло его впередъ, и съ тѣхъ поръ высшіе умственные
   и нравственные интересы и идеалы сосредоточиваются именно въ этомъ классѣ
   общества. Какъ только образованіе сдѣлалось доступнымъ бѣднякамъ, они
   немедленно выдвинули изъ своей среды людей мысли и несомнѣнныхъ дарова­
   ній. Естественно, что эта среда, эти новые люди и выработали, сообразно
   съ условіями своего быта и своихъ воззрѣній, новые идеалы, новые взгляды
   и стремленія несравненно болѣе демократическаго характера, чѣмъ прежде.
        Принципъ утилитаризма все­же былъ въ эту пору не на первомъ планѣ.
   Первою заповѣдыо было требованіе отъ каждаго безкорыстной общественной дѣя­
   тельности, и общественная нравственность въ это время дѣйствительно стояла
   выше личной. Это не значило, что люди 60 хъ гг. въ смыслѣ личной нравственно­
   сти были несостоятельнѣе людей предыдущей эпохи; это невозможно было уже
   потому, что въ періодъ крѣпостничества и произвола помѣщичьей власти по во­
   просамъ нравственнымъ были самыя смутныя понятія, да и не могло быть иначе,
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121