Page 113 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 113

———— 97979797 ————


   ріальная нужда гнала женщину изъ­подъ родительскаго         крова: къ этому
   побуждало ее также стремленіе къ серьезному образованію, потребность
   самостоятельно добывать кусокъ хлѣба, несмотря на средства родителей,
   желаніе приносить посильную помощь обществу, желаніе зажить самостоя­
   тельною жизнью на новыхъ началахъ, чтобы условныя приличія не выдвига­
   лись на первый нланъ, чтобы жизнь окружающихъ, ихъ нравы и удоволь­
   ствія не оскорбляли бы ея завѣтныхъ чувствъ, чтобы она могла вести актив­
   ную борьбу со зломъ, какъ дѣятельный членъ общества, а не только страдать,
   какъ раба, что было до сихъ поръ ея удѣломъ.
        Постоянныя недоразумѣнія съ родителями и семейныя драмы, непосиль ­
   ный трудъ ради своего образованія и саморазвитія и тяжелая борьба за су­
   ществованіе сказывались въ нервномъ напряженіи и раздражительности мо­
   лодежи, очень ~часто выражавшейся въ рѣзкостяхъ и крайней нетерпимости
   къ мнѣнію каждаго, кто выказывалъ хотя тѣнь сочувствія прежнимъ по­
   рядкамъ,   людямъ    прежняго ' закала и реакционному     направленію;   были
   и такіе крайніе, которые нетерпимо относились ко всему, что хотя на одну
   іоту не подходило подъ требованія современнаго кодекса понатій. Хорошими
   людьми молодежь 60­хъ гг., въ болыпинствѣ случаевъ, считала только людей
   съ новыми понятіями, по молодости часто забывая, что на словахъ казаться
   ими весьма не трудно. Подвергалась осужденію и дружба какъ съ людьми
   завѣдомо безчестными въ общественномъ отношеніи, такъ и съ людьми реак­
   діоннаго направленія; еще болѣе презрительно и нетерпимо относились люди
   60­хъ гг. къ безцеремонному выбору двусмысленныхъ занятій. Въ нетерпи­
   мости къ чужому мнѣнію несомнѣнно весьма мало хорошаго: это тормозитъ
   обмѣнъ и выработку мыслей, запугиваетъ робкихъ, отталкиваетъ даже та­
   кихъ, которые могли бы быть единомышленниками. Но въ то время, о кото­
   ромъ мы говоримъ, нетерпимость молодежи преимущественно проявлялась въ
   тѣхъ случаяхъ, когда безпринципность, освященная прошлыми нравами и
   обычаями, и теперь вступала въ свои права и тормозила дѣло нравственнаго
   и умственнаго обновленія. Въ прежнее время даже весьма порядочные люди
   не считали зазорнымъ дружить съ людьми двусмысленнаго поведенія, съ за­
   вѣдомыми казнокрадами, предателями. Такъ же неразборчиво относились и къ
   выбору занятій, имѣя въ виду лишь ихъ большую прибыльность. Вслѣдствіе
   этого даже люди почтенные не конфузясь занимали должности, на которыхъ
   нельзя было обойтись безъ взяточничества и мошенничества. Люди 60­хъ гг.
   рѣзко поринаютъ то и другое; нѣкоторые изъ нихъ инстинктивно, другіе
   сознательно старались создать интеллигентное общество, сдѣлать его болѣе
   культурнымъ, облагородить его инстинкты, пріучить интеллигентныхъ людей
   къ солидарности въ своихъ общественныхъ и просвѣтительныхъ стремленіяхъ;
   понятно, что противоположный образъ дѣйствій возбуждалъ крайнюю нетер­
   пимость. Несомнѣнно, во всемъ этомъ было не мало ошибокъ, печальныхъ
    недоразумѣній, незаслуженныхъ оскорбленій, но элементарные принципы лю­
   дей 60­хъ гг., въ родѣ того, что водить дружбу должно лишь съ честными
    людьми, браться за занятія возможно лишь тогда, когда они приносятъ обще­
    ству пользу, а не вредъ, съ тѣхъ поръ твердо вошли въ сознаніе нѣкоторой
    части интеллигентнаго общества. Стремленіе молодежи окружать себя людьми
    безупречными въ общественномъ отношеніи помогло дружно сплотить въ круж­
    ки очень многихъ, что давало возможность успѣшно дѣйствовать въ сферѣ
    умственнаго развитія и просвѣщенія. Воскресныя и частныя школы, публич­
    ныя и домашнія лекціи, экскурсіи, чтенія по всевозможнымъ предметамъ,—
    все это отчасти было результатомъ вышеуказанныхъ принциповъ, твердо прово­
                                                                           7777
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118