Page 113 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 113
———— 97979797 ————
ріальная нужда гнала женщину изъподъ родительскаго крова: къ этому
побуждало ее также стремленіе къ серьезному образованію, потребность
самостоятельно добывать кусокъ хлѣба, несмотря на средства родителей,
желаніе приносить посильную помощь обществу, желаніе зажить самостоя
тельною жизнью на новыхъ началахъ, чтобы условныя приличія не выдвига
лись на первый нланъ, чтобы жизнь окружающихъ, ихъ нравы и удоволь
ствія не оскорбляли бы ея завѣтныхъ чувствъ, чтобы она могла вести актив
ную борьбу со зломъ, какъ дѣятельный членъ общества, а не только страдать,
какъ раба, что было до сихъ поръ ея удѣломъ.
Постоянныя недоразумѣнія съ родителями и семейныя драмы, непосиль
ный трудъ ради своего образованія и саморазвитія и тяжелая борьба за су
ществованіе сказывались въ нервномъ напряженіи и раздражительности мо
лодежи, очень ~часто выражавшейся въ рѣзкостяхъ и крайней нетерпимости
къ мнѣнію каждаго, кто выказывалъ хотя тѣнь сочувствія прежнимъ по
рядкамъ, людямъ прежняго ' закала и реакционному направленію; были
и такіе крайніе, которые нетерпимо относились ко всему, что хотя на одну
іоту не подходило подъ требованія современнаго кодекса понатій. Хорошими
людьми молодежь 60хъ гг., въ болыпинствѣ случаевъ, считала только людей
съ новыми понятіями, по молодости часто забывая, что на словахъ казаться
ими весьма не трудно. Подвергалась осужденію и дружба какъ съ людьми
завѣдомо безчестными въ общественномъ отношеніи, такъ и съ людьми реак
діоннаго направленія; еще болѣе презрительно и нетерпимо относились люди
60хъ гг. къ безцеремонному выбору двусмысленныхъ занятій. Въ нетерпи
мости къ чужому мнѣнію несомнѣнно весьма мало хорошаго: это тормозитъ
обмѣнъ и выработку мыслей, запугиваетъ робкихъ, отталкиваетъ даже та
кихъ, которые могли бы быть единомышленниками. Но въ то время, о кото
ромъ мы говоримъ, нетерпимость молодежи преимущественно проявлялась въ
тѣхъ случаяхъ, когда безпринципность, освященная прошлыми нравами и
обычаями, и теперь вступала въ свои права и тормозила дѣло нравственнаго
и умственнаго обновленія. Въ прежнее время даже весьма порядочные люди
не считали зазорнымъ дружить съ людьми двусмысленнаго поведенія, съ за
вѣдомыми казнокрадами, предателями. Такъ же неразборчиво относились и къ
выбору занятій, имѣя въ виду лишь ихъ большую прибыльность. Вслѣдствіе
этого даже люди почтенные не конфузясь занимали должности, на которыхъ
нельзя было обойтись безъ взяточничества и мошенничества. Люди 60хъ гг.
рѣзко поринаютъ то и другое; нѣкоторые изъ нихъ инстинктивно, другіе
сознательно старались создать интеллигентное общество, сдѣлать его болѣе
культурнымъ, облагородить его инстинкты, пріучить интеллигентныхъ людей
къ солидарности въ своихъ общественныхъ и просвѣтительныхъ стремленіяхъ;
понятно, что противоположный образъ дѣйствій возбуждалъ крайнюю нетер
пимость. Несомнѣнно, во всемъ этомъ было не мало ошибокъ, печальныхъ
недоразумѣній, незаслуженныхъ оскорбленій, но элементарные принципы лю
дей 60хъ гг., въ родѣ того, что водить дружбу должно лишь съ честными
людьми, браться за занятія возможно лишь тогда, когда они приносятъ обще
ству пользу, а не вредъ, съ тѣхъ поръ твердо вошли въ сознаніе нѣкоторой
части интеллигентнаго общества. Стремленіе молодежи окружать себя людьми
безупречными въ общественномъ отношеніи помогло дружно сплотить въ круж
ки очень многихъ, что давало возможность успѣшно дѣйствовать въ сферѣ
умственнаго развитія и просвѣщенія. Воскресныя и частныя школы, публич
ныя и домашнія лекціи, экскурсіи, чтенія по всевозможнымъ предметамъ,—
все это отчасти было результатомъ вышеуказанныхъ принциповъ, твердо прово
7777