Page 110 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 110

— 94 —

   падаться и многія другія старыя формы жизни, а непосредственно за ними
   созидаться новыя основы для общественности, что вмѣстѣ съ тѣмъ открывало
   новыя поприща для дѣятельности, вызывало новыя силы. Міровоззрѣніе обще­
   ства быстро обновлялось, создавались новые идеалы и принципы, на сцену
   выступали новыя требованія.
        Всю Россію единодушно охватило лихорадочное, стремительное движеніе
   впередъ: всѣ вдругъ, точно по мановенію волшебнаго жезла, бросились учиться
   и учить другихъ, начали думать, читать, высказывать вслухъ свои мысли,
   требовать отъ всѣхъ и для всѣхъ широкой общественной дѣятельности, про­
   свѣщенія всѣхъ классовъ общества безъ различія пола, сословія, матеріаль­
   наго достатка.
        Пробудившаяся мысль и, сравнительно съ предыдущей эпохой, большая
   свобода печатнаго слова вызвали къ жизни щѣлую плеяду талантливыхъ
   публицистовъ, беллетристовъ, ученыхъ, профессоровъ, имена которыхъ на­
   всегда останутся въ исторіи этого блестящаго, но весьма короткаго періода
   пробужденія и умственнаго движенія русскаго общества.
        Въ основѣ цѣлаго ряда критическихъ и беллетристическихъ произведеній
   и популярно­научныхъ трактатовъ начала 60­хъ гг, лежала проповѣдь широкой
   гуманности, чувства собственная достоинства, необходимости !стремленія къ
   расширенію правъ народа и улучшенія его матеріальнаго благосостоянія, борьбы
   интеллигента съ обломовщиной, съ обскурантизмомъ, человѣческою принижен­
   ностію,' рабствомъ мысли, требованіе свободы и самостоятельности мышленія,
   критики и анализа, братскаго, сочувственнаго отношенія къ простому люду.
   Всѣ эти идеи, повторяемъ, были давнымъ давно извѣстны не только на
   западѣ, но и у насъ уже въ 40­хъ гг., но лишь весьма небольшому кругу
   общества; теперь же онѣ получили широкое распространеніе; при этомъ не
   нужно забывать еще и того обстоятельства, что во времена крѣпостничества
   и произвола эти идеи не имѣли никакой почвы, отзывались фразою, между
   тѣмъ какъ теперь, въ освободительный періодъ, являлась надежда, а у моло­
   дежи и полная увѣренность въ возможности ихъ осуществленія и примѣне­
   нія къ жизни.
        Вмѣстѣ съ новымъ міровоззрѣніемъ, въ русскомъ обществѣ сильнѣе,
   чѣмъ когда нибудь, сказалось чувство недовольства прежнею жизнію, грубыми
   нравами, угнетавшими проявленіе свѣжей мысли, явилось отрицательное • от­
   ношеніе къ прежнимъ авторитетамъ, —это новое движеніе получило неудачную
   кличку „нигилизма". Какъ бы то ни было, но дѣйствительно всѣ основы прош­
   лой жизни съ ея обычаями, вѣрованіями, семенною жизнью и ея традиціями,
   всѣ прежнія стремленія общества, воспитаніе дѣтей, отношеніе родителей къ
   дѣтямъ, прежніё взгляды на женщину,—все это считалось теперь устарѣв­
   шимъ, отжившимъ и растлѣннымъ и требовало, по мнѣнію новыхъ людей,
   совершеннаго обновленія. Старые боги, прежніе кумиры повергались въ прахъ
   безъ сожалѣнія, обыкновенно съ сарказмами, часто даже съ злобою.
        Въ ту юную пору нашей жизНи, при пробужденіи впервые самосозна­
   нія и критическаго анализа, иначе и быть не могло. Долго гнули въ одну
   сторону, теперь сильно стали гнуть въ другую, явились комичные факты,
   такъ сказать передержки новшествъ, подъ часъ весьма нелѣпыя, даже печаль­
   ныя, но сущность требованій, нежеланіе что нибудь заимствовать изъ прош­
   лаго—имѣли свой глубокій смыслъ, свой „raison d'etre".
        Изъ предъидущихъ очерковъ мы уже знаемъ, что хотя въ ХУШ в.
   русское общество и начинаетъ выходить изъ своего первобытнаго состояния,
   но идеаломъ громаднаго большинства, какъ въ продолженіе всего XVIII ст.,
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115