Page 106 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 106
90909090 ————
онъ одушевится предчувствіемъ, что его ожидаетъ за гробомъ. Кто быдъ такъ
несчастливъ, неспособенъ, лѣнивъ и ничтоженъ, что не хотѣлъ воспользоваться
самою высшею способностію человѣка—развивать сознаніе въ себѣ до само
иознанія и одерашвать черезъ то верхъ надъ матеріею, тотъ долженъ отка
заться отъ безсыертія, котораго онъ не въ состояніи былъ и предчувствовать".
Идеалъ жизни человѣка, какъ мы видимъ, выясненъ у Пирогова весьма
туманно, высказанъ съ большими метафизическими изощреніями и ритори
ческими пріемами и даетъ большой просторъ каждому вложить въ него свои
собственныя міровоззрѣнія; но лишь при богатой фантазіи можно приписать
Пирогову широту и новизну воззрѣній и опредѣленностъ требованій.
Другая мысль статьи .Пироговаитау что „самыя главный основы нашет.
воспит,ащя находятся въ совершенном^ разладѣ.съ. направленіемъ, которому,
слѣдуетъ ( теперь обществоf .п Наиравлете же общества, Ый объяСненію автора,,
мат,е]эіддьно.&,.чист© я торговое", ..«снованіемъ которому(Служить идея о счастьи
и наслажденіи въ жизни. здѣшней.і. Иослѣ окончанія. курсам вступая въ жизнь,
чтобы идти рука объ руку съ,*другими, мы вынуждены, отречься отъ всего,,
чему насъ.училиѵ Если ..же ци ©станемся "при хвоихъ убѣжденіяхъ,1 мы вы
нуждены,,вступать во вражду ѵСЪ обществомъ: „ Или^мзиготдашся произволу",
говоритъ онъ,. ^„избираемъ въ наши лгутеводители.,случай, колеблемся и пу,,
таемся въ лабиринтѣ непослѣдователіьностей' и противорѣчій?и ѵ
Направленіе' общества лояо времени было действительно такимъ,' какимъ
его описываетъ.іПироговъ, ,и, отст/удника отъ его узкоэгоистичныхъ принцип
повъ и, меркантильныхъ ра.зсяетовъ.ѵ карали остракизмомъ изънегоу гоненіями
и преследованиями; Мы несогласны .только съ тѣмъ,тчто молодому человѣку,
вступающему въ.>то • время. въ. жизнь послѣ окончанія курса, приходилось' отъ
чегонибудь отрекатьея. Да,., и ,самъи;Пироговъ былъ , не. особенно" лестнаэд
мнѣнія. о нашемъншкольномъ, воспитаяіиг это видно изъятого, ' что ' онъ энер
гично и.вполнѣѵснраведливо совѣтуеіъ! каждому перевоспитать себя: ...,„
Въ статьѣ „Вопросы .жизни ".^ввысказано не..мало ;дшшгей характера
полумистдческаго и долуаскетиче.скаш,. &ь которыми.. едвали.' шожно "согла
ситься, такъ^какъ/ стремленіе kjl личному ■ счастью, лшолаѣ.гззаконно" и .есте
ственно,. ерлц ѵ только человѣкъ ...не^ставшъ этого счастъя..,воі главу угла, если
только, рнъ не,!іцриноеитъ ещъъ жертву счастья ближдихъуьне отдаетъ на
служеніе ,ему всѣхъ своихъ ейдъ,., ѵцр Я "• у? ._..,. ,. :а ом ', "'■ ' , .
ІІо, 1мнѣвію ;.Пирогова, идеальный • человѣкъ' долженъ .ідрежде всего 6.0
роться съ^со|л.аза,ами:'я изМгЬнщ1ъ Лгв'направлеше общества /.есть дѣяо Про
мысла и в$емеид", что, кстати, задѣтимъу совершенно ,дѳвѣрш>: > если бы, са
гласно съ .донятіями 'Пирогова, ..положились въ этомъ.ѵ.дѣлѣша пупгПрови:
дѣнія и на дѣло времени и въ русское ѵвоспитаніе. ,и., образование не вно
сили бы отъ времени до времени, новыхъ реформъ, едвади: бы • направлеиіе
обществадизм^нидось къ лучшему; въінемъ, вѣроятно,.„и.(ДОінастояща(го вре
мени господствовали быдомостроевскіе идеалы. .„,,.:,
По мнѣнію Пирогова, человѣкъ, приготовляющій,,себяпКъ борьбѣ, .дол
женъ прежде, всего, „имѣть отъ. природы хотя какосжйудъ щттязаніе на
умъ и чу0с^г»0ѵ^одьзуйтесь' этими, (благими дарами Творца,,,но не:дѣлайте ода
ренныхъ Двусмысленными поклонниками' мертвой : бщви, дерштшныШі' про
тивниками. жо$ход.имагош землѣл авщоритвтау суемуд.рыми ^приверженцами
грубого машер'щлщма , оосторркеннцмѣ. ^расточителями,, чувства' и воли и
холодными $дріщамгі__разума" . . Объяснений."для столь . разнорѣчивыхъ требо,
ваній ПироЕОвъ; щ даетъ. ' Вѣрірятнд,,. сознавая это, „онъ, .ншосредетвенно за
этой тирадрй,(огочарвваотея: „Вы, скажете^ что это общія,.риторинескія фразы.