Page 107 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 107

— 91 —

   Но я не виновата, что безъ нихъ не могу выразить того идеала, котораго
   достигнуть я такъ горячо, такъ искренно желаю и моимъ, и вашимъ дѣтямъ" .
        Постараемся, однако, разобраться въ вышеприведенномъ. Весьма законно,
   симпатично, естественно и своевременно требованіе Пирогова, чтобы люди,
   имѣющіе претензію на умъ и чувство, не дѣлались         „безсмысленными по­
   клонниками мертвой буквы". Убійственный формализмъ, изсушающій душу,
   губящій природныя дарованія и подавляющей индивидульныя свойства, го­
   сподствовалъ у насъ въ то время не только въ воспитаніи и образовании,
   но во всѣхъ сферахъ жизни. Но дальнейшее предостереженіе автора, чтобы
   воспитываемыхъ не дѣлали „дерзновенными противниками необходимаго на
   землѣ авторитета", — уже      совсѣмъ  темно. Какіе же авторитеты, какіе
   идеалы выдвигало громадное большинство тогдашняго общества? Въ большин­
   стве случаевъ значеніемъ въ обществѣ и авторитетомъ пользовались люди,
   нажившіе громадное состояніе, не разбирая        средствъ.  Противуположнаго
   взгляда на идеалы и авторитеты держался самый небольшой кружокъ людей.
   Автору во всякомъ случаѣ слѣдовало выяснить, какой авторитета необходимъ
   на землѣ, кого слѣдуетъ клеймить „дерзновенными его противниками", кого
   нужно считать „суемудрыми приверженцами грубаго матеріализма", тѣмъ бо­
   лее, что весьма многіе въ то время могли поставить это на счета защитни­
   ковъ изученія естествознанія.   Также неизвѣстнымъ осталось и то,J какого
   рода людей должно отнести къ категоріи „холодныхъ адептовъ разума". Судя
   по духу времени къ нимъ ближе всего подходили тѣ, которые настойчиво
   ратовали за право каждаго самостоятельно разсуждать и думать, указывали
   несостоятельность прежнихъ авторитетовъ, развивали скептицизмъ, критиче­
   ское отношеніе къ окружающему, доказывали необходимость искать во всемъ
   разумную, естественную причину, пробуждали пытливость.
        О выгодахъ идеальнаго воспитанія авторъ говоритъ: „Оно самое удобное
   и для правительству и для нодданныхъ. Для правительствъ потому, что всѣ
   воспитанники до извѣстнаго возраста будутъ образовываться, руководимые
   совершенно аднимъ и тѣмъ оке паправленіемъ, въ одномъ духѣ, сз одною и тою
   же цѣлью; слѣдовательно, нравственно­научное восштаніе всѣхъ будущихъ
   гражданъ будетъ находиться въ однѣхъ рукахъ. Всѣ виды, всѣ благія намѣ­
   ренія правительствъ къ улучшенію просвѣщенія будутъ исполняться послѣ­
   довательно, съ одинаковою энергіей и одновѣдомственными лицами. Для под­
   данныхъ потому, что всѣ воспитанники до вступленія, ихъ въ число граж­
   данъ, будутъ дружно пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми вы­
   годами воспитанія".
        Итакъ, въ 1856 году Пироговъ проповѣдуетъ неприкосновенность авто­
   ритета, предаетъ анаѳемѣ матеріализмъ и восторяіенныхъ расточителей чув­
   ства и воли (хотя онъ не объясняетъ, что подъ этимъ слѣдуетъ понимать,
   но такъ какъ противниковъ поклоненія авторитета онъ называетъ „дерзно­
   венными", а приверженцевъ матеріализма— „суемудрыми", затѣмъ въ другомъ
   мѣстѣ той же статьи онъ на одну доску ставитъ іезуитовъ и энциклопеди­
   стовъ *), то изъ этого ясно слѣдуетъ, какъ надо понимать сказанное), тре­
   буетъ однообразія въ воспитаніи, забывая индивидуальныя склонности воспи­
   тываемыхъ, и все для того, чтобы это было удобнѣе длл правительствъ и под­
   данныхъ. Теперь просто не вѣрится, что у насъ одинъ изъ передовыхъ дѣя­
   телей второй половины XIX ст. хлопоталъ о томъ, чтобы ввести въ воспи­



        *) «Морской Сборникъ», 1856 г., Л» 9, стр. 571.
   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112