Page 109 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 109
— 93
шать опытную преподавательницу и такимъ образомъ серьезно подготовляться
къ педагогической дѣятельности.
Вмѣстѣ съ чтеніемъ педагогическихъ произведеній общество со страстью
набросилось па чтеніе книгъ по другимъ областямъ мысли и знанія, и прежде
всего на богатую литературу 40хъ гг., совершенно забытую въ последую
щее десятилѣтіе. И во времена реакціи существовалъ небольшой кругъ людей,
основательно знакомыхъ съ нроизведеніями передовыхъ дѣятелей 40хъ гг., но
тогда люди этого круга, какъ святыню, хранили про себя, уевоенныя ими
идеи. Теперь, при новыхъ условіяхъ, они съ неудержимою энергіею бросились
распространять эти идеи направо и налѣво, раздавая читать произведенія
писателей 40хъ гг. Такимъ образомъ лихорадочное общественное оживле
ніе конца 50хъ гг. увеличивалось еще возрожденіемъ идей 40хъ гг. и быст
рымъ распространеніемъ ихъ въ огромномъ кругу общества. [Журналистика
также была могучимъ двигателемъ и распространителемъ этихъ идей; въ
этомъ отношеніи особенную извѣетность пріобрѣлъ „Современникъ", журналъ,
завоевавшій глубокое уваженіе и симпатіи наиболѣе отзывчивыхъ элементовъ
общества. Этотъ журналъ цѣлой серіей блестящихъ статей убѣдительно дока
зывалъ необходимость сбросить обветшалые принципы, сковнвающіе жизнь,
путы метафизики, тормозящіе знаніе, и неослабно доказывалъ всю призрач
ность пользы для общества чистаго искусства и науки для науки. Въ обще
ственНомъ сознаніи все болѣе созрѣвало убѣжденіе, что науки и искусства
полезны только въ томъ случаѣ, если онѣ служатъ жизни и интересамъ на
рода. Въ журналистикѣ малопомалу вырабатывались новыя эстетическія,
нравственныя и общественныя теоріи, основанныя на началахъ реализма; все
энергичнѣе проповѣдывалась необходимость и важность естественныхъ наукъ;
наиболѣе развитые и честные люди все съ болынимъ нетерпѣніемъ ожидали
паденія крѣпостнаго права.
Огромный классъ русскаго общество, еще недавно не помышлявшій ни
о чемъ, кромѣ своихъ личныхъ интересовъ, вдругъ _качинаетъ думать, при
стальнее всматриваться въ явленія русской жизни и подвергать ихъ крити
ческому анализу. Къ этому, впрочемъ, побуждало его не только умственное
движеніе и быстро распространявшіяся идеи, но и крымская кампанія, только
что окончившаяся такъ печально для русскаго самолюбія. Не смотря на
героизмъ, на безконечное число жертвъ, на сотни тысячъ убитыхъ и искалѣ
ченныхъ русскихъ солдатъ, Севастополь палъ, и нашимъ войскамъ приказано
было отступать: оказалось, что Россія не имѣетъ ни денегъ, ни людей, чтобы
продолжать борьбу. Эта война въ то же время обнаружила массу злоупотреб
леній на различныхъ поприщахъ дѣятельности. Невольно являлся вопросъ:
гдѣ язвы, разъѣдающія и подтачивающія государственный организмъ и жизнь
народа? Безконечныя жертвы и замечательное напряженіе всѣхъ народ
ныхъ силъ для крымской войны,—все предвѣщало побѣду при этомъ, какъ
казалось, прочномъ, правильномъ, крѣпко установившемся общественномъ
строѣ... А между тѣмъ такой стыдъ и позоръ! Можетъ быть и въ другихъ
сферахъ русской жизни только кажется, что все обстоитъ благополучно? И
передъ мысленнымъ взоромъ интеллигентнаго человѣка выступали разныя
„злобы" русской действительности и, какъ причина причинъ,—крѣпостниче
ство, огульное невѣжество и взяточничество.
Но вотъ пало крѣпостное право.
Просвѣщеніе, самыя разнообразныя реформы въ русской жизни, крити
ческій анализъ и мышленіе общества пошли впередъ гигантскими шагами.
За грандіозною крестьянскою реформою volens nolens немедленно стали рас