Page 109 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 109

— 93 ­

    шать опытную преподавательницу и такимъ образомъ серьезно подготовляться
    къ педагогической дѣятельности.
         Вмѣстѣ съ чтеніемъ педагогическихъ произведеній общество со страстью
   набросилось па чтеніе книгъ по другимъ областямъ мысли и знанія, и прежде
   всего на богатую литературу 40­хъ гг., совершенно забытую въ последую­
   щее десятилѣтіе. И во времена реакціи существовалъ небольшой кругъ людей,
   основательно знакомыхъ съ нроизведеніями передовыхъ дѣятелей 40­хъ гг., но
   тогда­ люди этого круга, какъ святыню, хранили про себя, уевоенныя ими
   идеи. Теперь, при новыхъ условіяхъ, они съ неудержимою энергіею бросились
   распространять эти идеи направо и налѣво, раздавая читать произведенія
   писателей 40­хъ гг. Такимъ образомъ лихорадочное общественное оживле­
   ніе конца 50­хъ гг. увеличивалось еще возрожденіемъ идей 40­хъ гг. и быст­
   рымъ распространеніемъ ихъ въ огромномъ кругу общества. [Журналистика
   также была могучимъ двигателемъ и распространителемъ этихъ идей; въ
   этомъ отношеніи особенную извѣетность пріобрѣлъ „Современникъ", журналъ,
   завоевавшій глубокое уваженіе и симпатіи наиболѣе отзывчивыхъ элементовъ
   общества. Этотъ журналъ цѣлой серіей блестящихъ статей убѣдительно дока­
   зывалъ необходимость сбросить обветшалые принципы, сковнвающіе жизнь,
   путы метафизики, тормозящіе знаніе, и неослабно доказывалъ всю призрач­
   ность пользы для общества чистаго искусства и науки для науки. Въ обще­
   ственНомъ сознаніи все болѣе созрѣвало убѣжденіе, что науки и искусства
   полезны только въ томъ случаѣ, если онѣ служатъ жизни и интересамъ на­
   рода. Въ журналистикѣ мало­по­малу вырабатывались новыя эстетическія,
   нравственныя и общественныя теоріи, основанныя на началахъ реализма; все
   энергичнѣе проповѣдывалась необходимость и важность естественныхъ наукъ;
   наиболѣе развитые и честные люди все съ болынимъ нетерпѣніемъ ожидали
   паденія крѣпостнаго права.
        Огромный классъ русскаго общество, еще недавно не помышлявшій ни
   о чемъ, кромѣ своихъ личныхъ интересовъ, вдругъ _качинаетъ думать, при­
   стальнее всматриваться въ явленія русской жизни и подвергать ихъ крити­
   ческому анализу. Къ этому, впрочемъ, побуждало его не только умственное
   движеніе и быстро распространявшіяся идеи, но и крымская кампанія, только
   что окончившаяся такъ печально для русскаго самолюбія. Не смотря на
   героизмъ, на безконечное число жертвъ, на сотни тысячъ убитыхъ и искалѣ­
   ченныхъ русскихъ солдатъ, Севастополь палъ, и нашимъ войскамъ приказано
   было отступать: оказалось, что Россія не имѣетъ ни денегъ, ни людей, чтобы
   продолжать борьбу. Эта война въ то же время обнаружила массу злоупотреб­
   леній на различныхъ поприщахъ дѣятельности. Невольно являлся вопросъ:
   гдѣ язвы, разъѣдающія и подтачивающія государственный организмъ и жизнь
   народа? Безконечныя жертвы и замечательное напряженіе всѣхъ народ­
   ныхъ силъ для крымской войны,—все предвѣщало побѣду при этомъ, какъ
   казалось, прочномъ, правильномъ, крѣпко установившемся общественномъ
   строѣ... А между тѣмъ такой стыдъ и позоръ! Можетъ быть и въ другихъ
   сферахъ русской жизни только кажется, что все обстоитъ благополучно? И
   передъ мысленнымъ взоромъ интеллигентнаго человѣка выступали разныя
   „злобы" русской действительности и, какъ причина причинъ,—крѣпостниче­
   ство, огульное невѣжество и взяточничество.
        Но вотъ пало крѣпостное право.
        Просвѣщеніе, самыя разнообразныя реформы въ русской жизни, крити­
   ческій анализъ и мышленіе общества пошли впередъ гигантскими шагами.
   За грандіозною крестьянскою реформою volens nolens немедленно стали рас­
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114