Page 104 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 104

ГлаваГлаваГлаваГлава VI.VI.VI.VI. ШестидесятыеШестидесятыеШестидесятыеШестидесятые ииии семидесятыесемидесятыесемидесятыесемидесятые годы.годы.годы.годы.


         Оживленіе общества поелѣ 1855 г.—Восторгъ, вызванный статьею Пирогова «Вопросы
   жизни».— Еа значеніе, достоинства н недостатки. — Пробужденіе въ общеетвѣ интереса къ
    вопросамъ воспнтанія.— Возрожденіе идей сороковыхъ годовъ.—Шестидесятые годы.—Умствен­
   ное движеніе общества.—Раздоръ между отцами и дѣтьми. — Причина этого явленія. — Стра­
   стное стремление молодежи къ самостоятельности и самообразование—Эмансипація женщинъ.—
   ІІринцппы, идеалы и требованія людей 60­хъ гг.—Примѣненіе ихъ къ воспитанію. —Достоин­
   ства и недостатки воспнтанія того времени.—«Господа ?і,ѣти» и ихъ первенствующая роль въ
   семьѣ.—Все для дѣтей и ничего отъ дѣтей.—Причина этого явленія и его поелѣдствія.—Дѣт­
   ская н ея обстановка.—Свобода дѣтей, какъ ее понимали въ то время и какъ слѣдуетъ при­
   мѣнять ее въ воспитаніи вообще.—Результаты утрпрованно­деликатнаго отношенія къ душев­
   ному міру дѣтей.—Вліяніе на воспитаніе утилптарнаго направленія. — Его вредъ и важное
   значеніе эстетпческаго развитія.—Умственное развитіе дѣтей того времени: его достоинства и
   недостатки.— Пренебрежительное отношеніе къ развитію памяти.—Почему изгоняли изъ упот­
   ребленія сказки.—Вредъ педантичнато прпмѣненія какнхъ бы то ни было ыетодовъ. — Итоги
   нравовъ и воспнтанія шестидесятыхъ годовъ.—Конецъ шестидесятыхъ и начало семидесятыхъ
   годовъ.—Апатія и отсутствіе интереса интеллигенціи къ вопросамъ общественнымъ и педа­
   гогичеекпмъ.—Отсутствіе подготовки современныхъ матерей къ дѣлу воспнтанія.—Отсутствіе
   умственнаго и нравственнаго развитія дѣтей.—Вниманіе направлено исключительно на физи­
       ческое развитіе, доведенное до холи и барства.—Современное направленіе воспнтанія.

        Со вступленіемъ на престолъ импер. Александра II наступили новыя
   времена, породившія въ обществѣ трепетныя, надежды ожиданіе реформъ и
   улучшеній въ различныхъ сферахъ жизни и дѣятельности. Мертвая тишина и
   уныніе, всюду царившія до тѣхъ поръ, быстро смѣнились лихорадочнымъ дви­
   женіемъ въ общественной жизни, подъемомъ умственныхъ и нравственныхъ
   силъ, пробужденіемъ самосознанія.
        Въ 1856 г. появилась статья Пирогова „Вопросы жизни", надѣлавшая
   много шума и отъ которой пришла въ восторгъ вся интеллигенція. Что­же
   представляла она собой, какіе вопросы она затрогивала? Въ статьѣ этой дѣй­
   ствительно были мысли весьма цѣнныя, но онѣ были далеко не новы даже и
   у насъ, и притомъ разъяснены авторомъ неопредѣленно или противорѣчиво.
   Одинъ изъ существеннѣйшихъ пунктовъ „Вопросовъ жизни" напоминалъ рус­
   скому обществу, что оно въ воспитаніи преслѣдуетъ узко­утилитарныя цѣли:
   создаетъ негоціантовъ, солдатъ, механиковъ, моряковъ, врачей, юристовъ, но
   не людей.
        Эта вполнѣ справедливая и гуманная мысль была блистательно выяснена
   Руссо, еще въ ХУШ в., въ его „Эмилѣ". „Быть человѣкомъ", говоритъ онъ,
   „общее для всѣхъ призваніе; кто хорошо воспитанъ для этого, тотъ не можетъ
   дурно выполнять должностей, которыя могутъ выпасть ему на долю. Пусть
   назначаютъ моего воспитанника въ военную службу, въ духовное званіе, въ
   адвокаты,—мнѣ все равно. Природа прежде всего призываешь его къ человѣ­
   99   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109