Page 101 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 101

— 85 —

   въ прежней силѣ, а слѣдовательно нравы и обычаи, вытекающіе изъ него
   и обусловленные имъ, по прежнему вредно действовали на складъ характера
   подрастающаго поколѣнія. Мы хотимъ здѣсь отмѣтить лишь одинъ, наиболѣе
   характерный, недостатокъ того времени, который и безъ существованія крѣ­
   постничества всегда бы тормозилъ успѣхи воспитанія, тѣмъ болѣе оказывалъ
   онъ гибельное вліяніе въ разгаръ помѣщичьяго самовластья: мы говоримъ
   объ отсутствіи въ воспитателяхъ какой бы то ни было наблюдательности от­
   носительно дѣтей, а также о совершенномъ невѣдѣніи дѣтской души и того, * на
   что и какъ слѣдуетъ направить наблюдательность. Воспитатели не .имѣли
   ни малѣйшаго представленія, что дѣлаютъ, говорятъ, думаютъ, о чемъ раз­
   суждаютъ, на что обращаютъ вниманіе ихъ дѣти. Наиболѣе заботливые роди­
   тели слѣдили за тѣмъ, чтобы дѣти приготовляли уроки къ слѣдующему дню,
   чтобы не болтали пустяковъ во время занятій, чтобы подвигались впередъ въ
   усвоеніи грамотности, въ болтовнѣ на иностранныхъ языкахъ, въ танцеваль­
   номъ искуствѣ, но не имѣли ни малѣйшаго представленія о томъ, какъ они
   проводятъ свое свободное время.
        Дѣтей, внѣ занятій, окружали крестьянскими ребятами; послѣдніе не
   могли быть къ товарищескихъ отношеніяхъ съ барчатами, продѣлывавшими
   надъ ними все, что имъ заблагоразсудится. Родители не подозрѣвали вреда,
   происходящаго отъ такого отношенія къ товарищамъ изъ простонародья,
   всю глубину пошлости, безчеловѣчности и эгоизма, прививаемыхъ имъ во
   время этихъ совмѣстныхъ игръ и забавъ. Дѣти, предоставленные обществу
   вполнѣ зависимыхъ     отъ  нихъ крестьянскихъ     ребятъ,  раззоряли   птичьи
   гнѣзда, мучили животныхъ, дразнили собакъ и нищихъ, передавали другъ другу
   новости изъ скандалезной хроники села, предавались и другимъ, еще болѣе
   пагубнымъ, развлеченіямъ.
        Столько же вреда приносилъ дѣтямъ огромный штатъ прислуги. Въ
   праздники и именины своихъ сосѣдей родители отправлялись къ нимъ и
   гостили у нихъ по недѣлямъ, забравъ съ собой старшихъ дѣтей съ гувернант­
   ками, а маленькихъ дѣтей оставляли дома однихъ, на рукахъ прислуги.
   Прислуга въ такихъ случаяхъ, если только въ домѣ не было строгой экономки,
   не стѣснялась маленькими дѣтьми: устраивала въ господскихъ хоромахъ
   пляски, пѣніе и дебоши, отмыкала фальшивыми ключами кладовыя и шкафы,
   отсыпала, что было нужно, и угощала ребенка сластями, украденными у его
   родителей. Если горничная замѣчала, что ребенокъ какъ нибудь можетъ про­
   болтаться и выдать ея грѣшки родителямъ, она застращивала его лѣшими,
   домовыми, русалками, кикиморами, грозила забросить ночью въ темный лѣсъ,
   если только ребенокъ скажетъ хотя слово родителямъ о чемъ нибудь, за­
   мѣченномъ въ ихъ отсутствіи. Было даже не мало случаевъ, что прислуга,
   желая вырвать у ребенка обѣщаніе молчать, ставила его на колѣни передъ
   образами, вынуждая дать клятву и угрожая ему, если онъ ея не сдержитъ,
   муками ада, разрисовывая ихъ въ самомъ ужасномъ видѣ.
        Что касается гувернатокъ, то, вѣроятно, еще многіе помнятъ эту армію
   несчастныхъ дѣвушекъ бѣдныхъ дворянскихъ семей, взявшихся за воспитаніе
   не изъ призванія, а изъ крайней нужды. Если это были не француженки и
   нѣмки, то, въ болыпинствѣ случаевъ, бывшія институтки. За рѣдкими исклю­
   ченіями, отношеніе хозяевъ къ гувернанткамъ было безцеремонное и прене­
   брежительное, а положеніе ихъ въ чужихъ домахъ—самое мучительное. Онѣ
   вполнѣ зависѣли не только отъ хозяевъ, но также отъ дѣтей, прислуги, прижи­
   локъ и всѣхъ домашнихъ. Свое жалкое образован]е и неразвитость, сказывав­
   вашіяся въ неумѣніи давать дѣтямъ надлежащія объясненія во время занятій и
   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105   106