Page 99 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 99
— 83 —
счастливой случайности этого не оказывалось, выискивался другой поводъ
для ссоръ, тѣмъ болѣе, что умственныхъ интересовъ тогда не существовало,
между тѣмъ голова и сердце требовали для себя какой нибудь пищи и нахо
дили ее въ низменной сферѣ взаимныхъ дрязгъ и пререканій. Крѣпостная
среда, представляя широкое поле для распутства, весьма этому содѣйство
вала. Если у мужа не было открытаго гарема, онъ все же не упускалъ
случая показать свое самовластие надъ той или другой крѣпостной; если онъ
былъ скроменъ въ этомъ отношеніи, то раззорялъ семью карточной игрой,
небрежнымъ отношеніемъ къ хозяйству, однимъ словомъ, почти всегда выиски
валась причина для домашнихъ неурядицъ и взаимныхъ перекоровъ. Начавъ
домашнюю сцену съ глаза на глазъ, супруги продолжали ее и при дѣтяхъ.
Такимъ образомъ дѣти постоянно видѣли, слышали и могли наблюдать дрязги
и семейныя несогласія родителей, накипавшую другъ къ другу злобу, знако
мились съ ихъ пошлыми интригами, съ ихъ предосудительною жизнью, со
взаимными измѣнами, съ низкопоклонствомъ передъ сильными и богатыми, съ
ихъ взяточничествомъ и отсутствіемъ уваженія другъ къ другу.
При умственномъ и нравственномъ убожествѣ родителей дѣти не больше
пользы выносили и изъ ихъ мирныхъ разговоровъ, вертѣвшихся около хозяй
ственныхъ заботъ или спускавшихся къ самымъ низменнымъ интересамъ,
напр. о томъ, что «подлянка Дунька опять зачастила къ повару на кухню...
того и смотри и т. д...», что де «она», т. е. хозяйка дома, «ужъ никакъ потат
чицей въ такой мерзости не будетъ». Или супруги разеуждали о томъ, какъ
«онамеднись» кучера выдрали за то, что онъ не вычистилъ лошадей, а что
онъ и ухомъ не ведетъ... А вотъ и другія темы: мужъ совѣтуетъ женѣ пбсѣ
тить сосѣдку. къ ней изъ столицы пріѣхалъ родственникъ, важный генералъ,
того и гляди сыну какъ нибудь протекцію окажетъ... а то, чѣмъ чертъ не
іпутитъ, можетъ и въ дочку влюбиться... Понятно, что и дѣтская любозна
тельность, разговоры дѣтей между собой постоянно были направлены на тѣ
же темы. Если характерною чертою семьи являлись алчность и скопидомство,
то и разговоры дѣтей, само собою разумѣется, вертѣлись на подобныхъ пред
метахъ: сколько и кому останется послѣ смерти отца или матери, какой до
ходъ можетъ приносить то или другое имѣніе, не лучше ли всѣхъ крестьянъ
сразу продать, а деньги отдавать за большіе проценты. Въ тѣхъ семьяхъ,
гдѣ исходнымъ пунктомъ домашнихъ неудовольствій являлись амурныя дѣла
отца, дѣти сводили разговоръ на то, кто съ кѣмъ въ связи изъ крѣпостныхъ
и изъ знакомыхъ сосѣдей, за кѣмъ волочится отецъ, съ кѣмъ въ послѣдиее
время хороводится мать, какъ надо это понимать, и что изъ этого выйти можетъ.
За всякую провинность дѣтей подвергали самымъ разнообразнымъ тѣлес
нымъ наказаніямъ. Въ концѣ первой половины XIX ст. въ домаганемъ воспи
таніи къ сѣченію прибѣгали въ болѣе или менѣе важныхъ случаяхъ, но щелчки,
колотушки, трепки, подзатыльники, эти, такъ сказать, сподручныя педагоги
ческія мѣры, сыпались очень щедро на головы дѣтей. Сознаніе необходи
мости, при воспитаніи, тѣлесныхъ наказаній господствовало во всѣхъ классахъ
русскаго общества вплоть до самой реформы. Къ тѣлеснымъ наказаніямъ
прибѣгали даже люди, чувствовавшіе инстинктивное нерасположеніе къ нимъ,
а также и матери, страстно любившія своихъ дѣтей. Въ такихъ случаяхъ
онѣ непосредственно за розгою старались какъ можно болѣе напичкать ре
бенка сластями или утѣшить другимъ образомъ, но находили преступнымъ
упразднить розги, считавшіяся наиболѣе надежнымъ средствомъ въ воспитаніи.
„Чтобы пріучить меня къ териѣнію и смиренію, иногда нарочно драз
нили меня; я не смирялась, а доходила до изступленія, чувствуя свое без
6*6*6*6*