Page 94 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 94

— 78 —

        Чѣмъ же проявлялась въ то время та сила и мощь всеобъемлющей
   материнской любви, заложенной въ сердце матери уже самою природою?
   Материнская любовь, оставаясь безъ всякаго практическаго примѣненія и
   дальнѣйшаго развитія, безъ освѣщенія ея разумною интеллигентною жизнью
   и мыслью, слабѣла мало по малу подъ гнетомъ тяжелаго груза разнообраз­
   ной хозяйственной заботы,—этой, но тогдашнимъ понятіямъ, квинтъ­эссенціи
   семейной добродѣтели. Тѣмъ не менѣе и тогда матери желали видѣть своихъ
   дѣтей счастливыми и сокрушались, если не достигали этого. Но понятіе о
   счастіи стояло въ то время на одномъ уровнѣ со всѣми остальными воззрѣ­
   ніями вѣка: оно прежде всего было въ тѣсной зависимости отъ богатства, и
   матери употребляли всѣ усилія, чтобы округлить объемы своего помѣстья,
   увеличить число крѣпостныхъ дуіпъ, чтобы, такимъ образомъ, обезпечить
   матеріальное благосостояніе дѣтей въ будущемъ; дочерей стремились поскорѣе
   выдать замужъ за людей болѣе или менѣе богатыхъ, а за сыновьями упро­
   чить хорошую служебную карьеру, которая бы давала возмояшость быстро
   возвышаться по служебной лѣстницѣ и получать хорошіе оклады. Для этого
   онѣ копили, откладывая въ кубышку каждую копѣйку, экономничали на при­
   пасахъ не только дворовыхъ людей, но и собственной семьи, отдавали крѣпост­
   ныхъ на фабрики, увеличивали ихъ оброки,—все это давало имъ возможность
   округлять свои помѣстья, но не вызывало ихъ на жизнь съ дѣтьми душа въ
   душу. Для будущаго счастія дѣтей требовалось не отставать отъ вѣка, давать
   имъ блестящее воспитаніе, а оно было весьма несложно, —выучить дѣтей
   свободно болтать на двухъ языкахъ, обучить танцамъ и свѣтскимъ манерамъ.
   Для этого нанимали гувернантокъ и гувернеровъ и совсѣмъ передавали имъ
   дѣтей, а сами матери имѣли уже полную возможность погрузиться въ хозяй­
   ственный хлопоты и въ выполненіе тѣхъ несложныхъ требованій, которыя
   давали возможность поставить домъ, какъ тогда называлось, на „хорошую
   ногу". На чемъ же тутъ было развиться материнской любви? Мать не вы­
   носила изъ­за своего дитяти ни тяжкихъ мукъ, ни страданій, ни лишеній,
   ни безсонныхъ ночей, всегда сопряженныхъ съ воспитаніемъ дитяти, съ
   каждою минутою все болѣе развивающихъ страстную материнскую привязан­
   ность; она не слѣдила за постепеннымъ ходомъ развитія своего ребенка, за
   проблесками его умственныхъ способностей и за развитіемъ ихъ, не страдала
   его дѣтскимъ горемъ, не радовалась его радости, онъ наконецъ не дѣлился
   съ нею своими дѣтскими мечтами и надеждами. Родителямъ приносили малень­
   каго ребенка, когда онъ былъ веселъ, здоровъ, смѣялся; они играли съ нимъ
   съ полчаса: отецъ нѣсколько разъ подкидывалъ его вверхъ, забавляясь, какъ
   ребенокъ хохочетъ (при этомъ часто даже до икоты), мать давала ему что
   нибудь сладкое, цѣловала и приказывала нянькѣ опять нести его въ дѣтскую.
   Сообщаетъ нянька, что ребенокъ боленъ,. мать отправляется въ дѣтскую, а
   чаще поручаетъ той же нянькѣ напоить его липовымъ цвѣтомъ или дать
   ревеню.
        До 2—3­хъ лѣтняго возраста отъ ребенка не требовалось ничего онре­
   дѣленнаго; его кормили въ дѣтской, когда вздумается и какъ вздумается; но
   когда ему исполнялось года три, онъ подвергался уже нѣкоторой муштровкѣ:
   его сажали въ столовой, на высокій стулъ, за общимъ обѣдомъ и чаемъ,
   учили въ опредѣленное время цѣловать ручку родителей, дѣлать реверансъ
   или шаркать ножкой, умѣныо благопристойно сидѣть за столомъ, т. е. не
   вмѣшиваться въ разговоры старшихъ, доѣдать до конца тарелку супу, даже
   еслибы онъ въ данную минуту чувствовалъ къ нему отвращеніе, не болтать
   ногами подъ столомъ, выучивали нѣсколькимъ молитвамъ п баснямъ,—послѣд­
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99