Page 89 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 89

———— 73737373 ————

   т. е. корпусовъ и институтовъ, сильно увеличилось. Кромѣ того въ губерн­
   скихъ городахъ и въ столицахъ все увеличивалось число пансіоновъ, гдѣ
   дѣти дворянъ получали образованіе за сравнительно невысокую плату. Такимъ
   образомъ воспитаніе дворянскихъ дѣтей съ 10­лѣтняго возраста почти ничего
   не стоило родителямъ и при этомъ еще въ военныхъ заведеніяхъ обезпечи­
   вало даже ихъ карьеру въ будущемъ. И вотъ со всѣхъ концовъ земли рус­
   ской   родители стали свозить на воспитаніе своихъ дѣтей въ различныя
   заведенія. Такимъ образомъ въ XIX в. удаленіе дѣтей въ самомъ нѣжномъ
   возрастѣ изъ­подъ родительскаго крова и надзора еще болѣе усилилось, а
   вмѣстѣ съ этимъ, естественно, росла возможность взаимныхъ недоразумѣній
   между родителями и дѣтьми, увеличивалось различіе ихъ взглядовъ и привы­
   чекъ. Дѣти все болѣе отвыкали отъ своихъ родителей; узы родства и нѣжныя
   чувства все болѣе охлаждались, и родители, въ свою очередь, постепенно
   отвыкали отъ своихъ дѣтей, а также и отъ выполнеиія относительно ихъ
   своихъ прямыхъ обязанностей воспитывать и наблюдать за своими дѣтьми.
   Вотъ почему русскіе родители до сихъ поръ не выработали никакого опыта
   въ воспитаніи и совсѣмъ не     научились воспитывать. Въ этомъ отсутствіи
   какой бы то ни было педагогической опытности и твердыхъ воспитательныхъ
   принциповъ, свободныхъ отъ рутины и предразсудковъ, и ізеумѣніи примѣ­
   нить къ практикѣ какія бы то ни было педагогическія теоріи и кроется
   разгадка трагическаго разлада, существующаго и по сію нору между ста­
   рымъ и молодымъ поколѣніями, между отцами и дѣтьми, въ полномъ смыслѣ
   слова отравляющаго существованіе русской семьи, русскаго интеллигентнаго
   человѣка.
        Въ первой половинѣ XIX­ го в. вліяніе закрытыхъ заведеній усилилось,
   такъ какъ ихъ число сильно увеличилось. Характеръ воспитанія въ нихъ
   былъ теперь вполнѣ выработанъ и ясно опредѣленъ. Воспитателями являлись
   уже ученики и ученицы этихъ заведеній, наилучшимъ образомъ усвоившіе
   дисциплину, духъ и направленіе этихъ заведеній. Эти казенные педагоги
   общими усиліями, дружно дѣйствовали во всѣхъ концахъ нашего отечества.
        Главвою педагогическою цѣлью и задачею, кякъ въ женскихъ, такъ и
   въ мужскихъ закрытыхъ заведеніяхъ, были: строгій порядокъ, дисциплина и
   выправка, въ военныхъ заведеніяхъ—солдатская, въ институтахъ—салонная,
    свѣтская, исключительно направленная на изученіе элегантныхъ менеръ,
    французской «causerie» и умѣнье скрывать свои внѣшніе недостатки и выста­
    влять внѣшнія преимущества. Какъ въ мужскихъ, такъ и въ женскихъ заве­
   деніяхъ одинаково требовалось безусловное повиновеніе, безъ всякихъ разсу­
   жденій, возраженій и объясяеній, какъ въ сферѣ нравственной, такъ и ум­
   ственной. Уроки обязаны были выучивать по учебнику безъ всякихъ отступ­
   леній, безъ какихъ быто ни было разсужденій и размышленій, слово въ слово,
   приказано—сдѣлано. Такая система въ концѣ концовъ приводила всѣхъ воспи­
   тывающихся къ одному знаменателю: на мужчинахъ,           подвергавшихся ея
   дѣйствію, лежалъ отпечатокъ казарменности, на институткахъ—стадности.
   Въ результатѣ получались отлично выдрессированные экземпляры, машины,
   что угодно, но не люди съ самостоятельною мыслью, волею, убѣжденіемъ и
   характеромъ. Система закрытыхъ заведеній убивала въ зародышѣ какое бы
   то ни было самостоятельное проявленіе характера, вдумчивости и любозна­
   тельности, однимъ словомъ, всѣ индивидуальныя      стремленія, къ какой бы
   области они ни принадлежали—къ нравственной или умственной. Вотъ почему
   у насъ, на всѣхъ поприщахъ деятельности еще можно было встрѣтить усерд­
   ныхъ служакъ, тружениковъ, но всегда чувствовался сильный недостатокъ въ
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94