Page 89 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 89
———— 73737373 ————
т. е. корпусовъ и институтовъ, сильно увеличилось. Кромѣ того въ губерн
скихъ городахъ и въ столицахъ все увеличивалось число пансіоновъ, гдѣ
дѣти дворянъ получали образованіе за сравнительно невысокую плату. Такимъ
образомъ воспитаніе дворянскихъ дѣтей съ 10лѣтняго возраста почти ничего
не стоило родителямъ и при этомъ еще въ военныхъ заведеніяхъ обезпечи
вало даже ихъ карьеру въ будущемъ. И вотъ со всѣхъ концовъ земли рус
ской родители стали свозить на воспитаніе своихъ дѣтей въ различныя
заведенія. Такимъ образомъ въ XIX в. удаленіе дѣтей въ самомъ нѣжномъ
возрастѣ изъподъ родительскаго крова и надзора еще болѣе усилилось, а
вмѣстѣ съ этимъ, естественно, росла возможность взаимныхъ недоразумѣній
между родителями и дѣтьми, увеличивалось различіе ихъ взглядовъ и привы
чекъ. Дѣти все болѣе отвыкали отъ своихъ родителей; узы родства и нѣжныя
чувства все болѣе охлаждались, и родители, въ свою очередь, постепенно
отвыкали отъ своихъ дѣтей, а также и отъ выполнеиія относительно ихъ
своихъ прямыхъ обязанностей воспитывать и наблюдать за своими дѣтьми.
Вотъ почему русскіе родители до сихъ поръ не выработали никакого опыта
въ воспитаніи и совсѣмъ не научились воспитывать. Въ этомъ отсутствіи
какой бы то ни было педагогической опытности и твердыхъ воспитательныхъ
принциповъ, свободныхъ отъ рутины и предразсудковъ, и ізеумѣніи примѣ
нить къ практикѣ какія бы то ни было педагогическія теоріи и кроется
разгадка трагическаго разлада, существующаго и по сію нору между ста
рымъ и молодымъ поколѣніями, между отцами и дѣтьми, въ полномъ смыслѣ
слова отравляющаго существованіе русской семьи, русскаго интеллигентнаго
человѣка.
Въ первой половинѣ XIX го в. вліяніе закрытыхъ заведеній усилилось,
такъ какъ ихъ число сильно увеличилось. Характеръ воспитанія въ нихъ
былъ теперь вполнѣ выработанъ и ясно опредѣленъ. Воспитателями являлись
уже ученики и ученицы этихъ заведеній, наилучшимъ образомъ усвоившіе
дисциплину, духъ и направленіе этихъ заведеній. Эти казенные педагоги
общими усиліями, дружно дѣйствовали во всѣхъ концахъ нашего отечества.
Главвою педагогическою цѣлью и задачею, кякъ въ женскихъ, такъ и
въ мужскихъ закрытыхъ заведеніяхъ, были: строгій порядокъ, дисциплина и
выправка, въ военныхъ заведеніяхъ—солдатская, въ институтахъ—салонная,
свѣтская, исключительно направленная на изученіе элегантныхъ менеръ,
французской «causerie» и умѣнье скрывать свои внѣшніе недостатки и выста
влять внѣшнія преимущества. Какъ въ мужскихъ, такъ и въ женскихъ заве
деніяхъ одинаково требовалось безусловное повиновеніе, безъ всякихъ разсу
жденій, возраженій и объясяеній, какъ въ сферѣ нравственной, такъ и ум
ственной. Уроки обязаны были выучивать по учебнику безъ всякихъ отступ
леній, безъ какихъ быто ни было разсужденій и размышленій, слово въ слово,
приказано—сдѣлано. Такая система въ концѣ концовъ приводила всѣхъ воспи
тывающихся къ одному знаменателю: на мужчинахъ, подвергавшихся ея
дѣйствію, лежалъ отпечатокъ казарменности, на институткахъ—стадности.
Въ результатѣ получались отлично выдрессированные экземпляры, машины,
что угодно, но не люди съ самостоятельною мыслью, волею, убѣжденіемъ и
характеромъ. Система закрытыхъ заведеній убивала въ зародышѣ какое бы
то ни было самостоятельное проявленіе характера, вдумчивости и любозна
тельности, однимъ словомъ, всѣ индивидуальныя стремленія, къ какой бы
области они ни принадлежали—къ нравственной или умственной. Вотъ почему
у насъ, на всѣхъ поприщахъ деятельности еще можно было встрѣтить усерд
ныхъ служакъ, тружениковъ, но всегда чувствовался сильный недостатокъ въ