Page 90 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 90
———— 74747474 ————
людяхъ съ иниціативою и съ самостоятельнымъ умомъ. Можно себѣ предста
вить, какъ люди, получившіе воспитаніе въ закрытыхъ заведеніяхъ, должны
были дѣйствовать на педагогическомъ поприщѣ, гдѣ, кромѣ многосторонняго
развитія и солиднаго образованія, требуется еще извѣстная опытность и ббль
шая, чѣмъ гдѣ бы то ни было, прозорливость, тонкая наблюдательность,
навыкъ къ вдумчивости и привычка къ самостоятельному мышленію,—однимъ
словомъ, нужно было то, чего именно и не могли дать закрытыя заведенія.
Между тѣмъ, съ основанія этихъ заведеній, въ нихъ успѣло воспитаться много
поколѣній дворянъ мужскаго и женскаго пола. Но такъ какъ въ семьѣ педа
гогомъ была преимущественно женщина, то мы и остановимся на институтскомъ
воспитаніи этого времени.
Образованіе и воспитаніе въ институтахъ было преимущественно на
правлено, какъ мы уже замѣтили, къ достиженію внѣшняго блеска, выправки,
изящныхъ манеръ и условнаго приличія. Французскій языкъ получилъ пре
обладаніе передъ всѣми предметами, но и къ изученію его стремились лишь
настолько, насколько онъ давалъ возможность вести пустую, легкую болтовню
въ гостиныхъ. Манеры, реверансы, декламація, которая бы давала чувство
вать чистый парижскій выговоръ, однимъ словомъ все, что относится къ
публичной выставкѣ, считалось главнымъ дѣломъ.
Человѣкъ безъ идеаловъ, живя въ обществѣ, все же случайно можетъ
натолкнуться на явленія и людей, которые дали бы ему почувствовать все
ничтожество, всю пустоту его стремленій. Совсѣмъ иное положеніе дѣвушки
обособленной, живущей вдали отъ міра и людей: тутъ она положительно
была застрахована отъ какогонибудь вѣянія идей, которыя, хотя въ буду
щемъ, дали бы другое, болѣе здоровое направленіе ея умственнымъ способ
ностями Дѣвушки выходили изъ институтовъ тогда, когда ихъ убѣжденія и
взгляды уже сложились; каждая изъ нихъ обыкновенно стремилась поддержи
вать связь съ своимъ заведеніемъ; на людей, не получившихъ такой шлифовки,
какъ онѣ, институтки невольно смотрѣли съ презрѣніемъ, рѣпштельно не
нодозрѣвая, что и у человѣка безъ свѣтскихъ манеръ можетъ быть умъ,
серьезное образованіе и великое сердце.
Недостатокъ умственнаго и нравственнаго развитія, спеціально проис
ходящей отъ замкнутости и отчужденія отъ семьи, общества и природы, имѣлъ
пеотразимое вліяніе даже на преподаваніе. Нужно замѣтить, что въ инсти
тутахъ методы пренодаванія почти всегда отставали отъ методовъ преподава
нія въ открытыхъ заведеніяхъ. Никакое движеніе въ русской жизни и обще
ствѣ, никакое умственное вѣяніе не проникало въ монастырскую жизнь ин
ститутовъ: основные принципы институтСкаго воспитанія и замкнутости не
измѣнялись, и институтское начальство невольно съ предубѣжденіемъ смотрѣло
на всякія новшества въ преподаваніи и всегда держалось старыхъ преподава
телей, которые обыкновенно выбывали оттуда лишь со смертью. Осталь
ной персоналъ начальства — инспектрисы и классныя дамы, за рѣдкими
исключеніями, набирался изъ прежнихъ институтокъ, даже преимущественно
воспитанныхъ въ стѣнахъ того же института. Естественно, что при воспи
таніи молодаго поколѣнія онѣ должны были поддерживать институтскія тра
диціи, уже давнымъдавно не примѣняемыя ни при домашнемъ воспитаніи,
ни въ открытыхъ заведеніяхъ.
Обученіе дѣвицъ домашнему хозяйству и шитью, какъ то требовалось при
учрежденіи перваго института, оказалось на практикѣ совсѣмъ не осуще
ствимымъ. При огромномъ количествѣ учащихся, всѣ воспитанницы не могли
сразу учиться стряпать и посѣщали кухню по очереди, лишь нѣсколько разъ