Page 90 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 90

———— 74747474 ————

   людяхъ съ иниціативою и съ самостоятельнымъ умомъ. Можно себѣ предста­
   вить, какъ люди, получившіе воспитаніе въ закрытыхъ заведеніяхъ, должны
   были дѣйствовать на педагогическомъ поприщѣ, гдѣ, кромѣ многосторонняго
   развитія и солиднаго образованія, требуется еще извѣстная опытность и ббль­
   шая, чѣмъ гдѣ бы то ни было, прозорливость, тонкая наблюдательность,
   навыкъ къ вдумчивости и привычка къ самостоятельному мышленію,—однимъ
   словомъ, нужно было то, чего именно и не могли дать закрытыя заведенія.
   Между тѣмъ, съ основанія этихъ заведеній, въ нихъ успѣло воспитаться много
   поколѣній дворянъ мужскаго и женскаго пола. Но такъ какъ въ семьѣ педа­
   гогомъ была преимущественно женщина, то мы и остановимся на институтскомъ
   воспитаніи этого времени.
         Образованіе и воспитаніе въ институтахъ было преимущественно на­
   правлено, какъ мы уже замѣтили, къ достиженію внѣшняго блеска, выправки,
   изящныхъ манеръ и условнаго приличія. Французскій языкъ получилъ пре­
   обладаніе передъ всѣми предметами, но и къ изученію его стремились лишь
   настолько, насколько онъ давалъ возможность вести пустую, легкую болтовню
   въ гостиныхъ. Манеры, реверансы, декламація, которая бы давала чувство­
   вать чистый парижскій выговоръ, однимъ словомъ все, что относится къ
   публичной выставкѣ, считалось главнымъ дѣломъ.
         Человѣкъ безъ идеаловъ, живя въ обществѣ, все же случайно можетъ
   натолкнуться на явленія и людей, которые дали бы ему почувствовать все
   ничтожество, всю пустоту его стремленій. Совсѣмъ иное положеніе дѣвушки
   обособленной, живущей вдали отъ міра и людей: тутъ она положительно
   была застрахована отъ какого­нибудь вѣянія идей, которыя, хотя въ буду­
   щемъ, дали бы другое, болѣе здоровое направленіе ея умственнымъ способ­
   ностями Дѣвушки выходили изъ институтовъ тогда, когда ихъ убѣжденія и
   взгляды уже сложились; каждая изъ нихъ обыкновенно стремилась поддержи­
   вать связь съ своимъ заведеніемъ; на людей, не получившихъ такой шлифовки,
   какъ онѣ, институтки невольно смотрѣли съ       презрѣніемъ, рѣпштельно не
   нодозрѣвая, что и у человѣка безъ свѣтскихъ манеръ можетъ быть умъ,
   серьезное образованіе и великое сердце.
        Недостатокъ умственнаго и нравственнаго развитія, спеціально проис­
   ходящей отъ замкнутости и отчужденія отъ семьи, общества и природы, имѣлъ
   пеотразимое вліяніе даже на преподаваніе. Нужно замѣтить, что въ инсти­
   тутахъ методы пренодаванія почти всегда отставали отъ методовъ преподава­
   нія въ открытыхъ заведеніяхъ. Никакое движеніе въ русской жизни и обще­
   ствѣ, никакое умственное вѣяніе не проникало въ монастырскую жизнь ин­
   ститутовъ: основные принципы институтСкаго воспитанія и замкнутости не
   измѣнялись, и институтское начальство невольно съ предубѣжденіемъ смотрѣло
   на всякія новшества въ преподаваніи и всегда держалось старыхъ преподава­
   телей, которые обыкновенно выбывали оттуда лишь со смертью. Осталь­
   ной персоналъ начальства — инспектрисы и классныя дамы, за рѣдкими
   исключеніями, набирался изъ прежнихъ институтокъ, даже преимущественно
   воспитанныхъ въ стѣнахъ того же института. Естественно, что при воспи­
   таніи молодаго поколѣнія онѣ должны были поддерживать институтскія тра­
   диціи, уже давнымъ­давно не примѣняемыя ни при домашнемъ воспитаніи,
   ни въ открытыхъ заведеніяхъ.
        Обученіе дѣвицъ домашнему хозяйству и шитью, какъ то требовалось при
   учрежденіи перваго института, оказалось на практикѣ совсѣмъ не осуще­
   ствимымъ. При огромномъ количествѣ учащихся, всѣ воспитанницы не могли
   сразу учиться стряпать и посѣщали кухню по очереди, лишь нѣсколько разъ
   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95