Page 91 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 91
— 75 —
въ годъ: при этихъ условіяхъ и при всемъ складѣ институтской жизни, не
возможно было вынести самаго элементарного понятія о хозяйствѣ. Въ науч
номъ отношеніи институтки почерпали чрезвычайно мало полезныхъ свѣдѣній:
задалбливая по запискамъ или по плохимъ курсамъ учебниковъ русскую,
французскую и нѣмецкую литературы, онѣ не имѣли ни малѣйшаго пред
ставленія о произведеніяхъ даже русскихъ писателей, такъ какъ у нихъ со
всѣмъ не было развито ни вкуса къ чтенію, ни любви къ нему, да и ника
кихъ книгъ, кромѣ учебниковъ, не существовало въ институтскихъ библіо
текахъ; къ тому же чтеніе замѣчательныхъ произведеній литературы обыкно
венно считалось неприличнымъ, наконецъ, и времени для этого не было: оно
уходило на задалбливаніе множества предметовъ и на выполненіе формаль
ныхъ обязанностей.
Условія институтской жизни имѣли неотразимое вліяніе на всю послѣ
дующую жизнь воспитанницы: пищу, одежду, все содержаніе она въ продолже
ніе многихъ лѣтъ получала готовое и не подозрѣвала тяжелой житейской
борьбы и труда, съ какими сопряягепо добываніе даже главныхъ жизненныхъ
потребностей, совсѣмъ не была" подготовлена къ этой борьбѣ. Вслѣдствіе
этого она и по выходѣ изъ института обыкновенно не умѣла распорядиться
средствами, которыя у нея оказывались подъ руками, и считала себя несча
стною, когда ей приходилось думать о добываніи средствъ. Притомъ сенти
ментальный характеръ воспитанія, который здѣсь держался долѣе, чѣмъ гдѣ
бы то ни было, и который прежде всего обусловливался искусственною отчуж
денностью отъ природы и людей, заставлялъ институтку смотрѣть на простой
трудъ и на все житейское, какъ на нѣчто низменное и пошлое.
Главными воспитательницами въ институтахъ были классныя дамы. Но
чужая женщина или чужой человѣкъ, будь онъ наилучшій педагогъ, не мо
жетъ замѣнить матери для ребенка, особенно для дѣвочки. Ея мягкая, вос
пріимчивая натура требуетъ прежде всего материнской любви, нЬжной ласки,
тонкой наблюдательности относительно проявленій ея разнообразныхъ инстинк
товъ. Между тѣмъ ребенка, въ самую нѣжную пору его жизни, когда онъ,
какъ цвѣтокъ къ свѣту, стремится къ материнской ласкѣ, отдавали въ закры
тое заведеніе, гдѣ никому не было дѣла до развитія и проявления разнообраз
ныхъ чувствъ дитяти, до его мечтаній и фантазій. Изъ объятій матери до
павъ въ казенную обстановку, ребенокъ не можетъ сразу подавить своей экс
пансивности и потребности изливать свои впечатлѣнія,—и онъ дѣлаетъ это
передъ классного дамой. Мягко или сурово, но каждая изъ нихъ непременно
отклоняете отъ себя подобныя изліянія. — ей не до нихъ: казна строго рас
пределила время ея занятій, и она не выполнить всѣхъ возложенныхъ на нее
обязанностей, если будетъ выслушивать бредни всѣхъ дѣвочекъ. Обыкновенно
классная. дама на изліянія новенькой сухо отвѣчаетъ: „молчи и учи урокъ,
а если кончила, не мѣшай другимъ заниматься". Огромное число воспитанницъ
само собою вызываетъ необходимость дисциплины; всѣ дѣти въ одно время и въ
одной комнатѣ должны учить уроки; естественно, приходится требовать, чтобы
отдѣльно никто изъ нихъ не велъ громкихъ разговоровъ. Къ тому же большин
ство классныхъ дамъ прекратить болтовню ребенка не изъза того, что онъ
мѣшаетъ другимъ, а изъ желанія обуздать его въ самомъ началѣ, дать ему
понять, что классная дама — начальство, и что къ ней слѣдуетъ обращаться
съ серьезнымъ дѣломъ, а не съ пустяками. Могутъли быть руководительни
цами, любящими дѣтей, нѣжньіми воспитательницами, сочувствующими дѣт
ской радости и горю, классныя дамы, преимущественно старыя дѣвы, зака
ленныя казенною дисциплиною съ дѣтетва въ стѣнахъ того же института,