Page 91 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 91

— 75 —

   въ годъ: при этихъ условіяхъ и при всемъ складѣ институтской жизни, не­
   возможно было вынести самаго элементарного понятія о хозяйствѣ. Въ науч­
   номъ отношеніи институтки почерпали чрезвычайно мало полезныхъ свѣдѣній:
   задалбливая по запискамъ или по плохимъ курсамъ учебниковъ русскую,
   французскую и нѣмецкую литературы, онѣ не имѣли ни малѣйшаго пред­
   ставленія о произведеніяхъ даже русскихъ писателей, такъ какъ у нихъ со­
   всѣмъ не было развито ни вкуса къ чтенію, ни любви къ нему, да и ника­
   кихъ книгъ, кромѣ учебниковъ, не существовало въ институтскихъ библіо­
   текахъ; къ тому же чтеніе замѣчательныхъ произведеній литературы обыкно­
   венно считалось неприличнымъ, наконецъ, и времени для этого не было: оно
   уходило на задалбливаніе множества предметовъ и на выполненіе формаль­
   ныхъ обязанностей.
        Условія институтской жизни имѣли неотразимое вліяніе на всю послѣ­
   дующую жизнь воспитанницы: пищу, одежду, все содержаніе она въ продолже­
   ніе многихъ лѣтъ получала готовое и не подозрѣвала тяжелой житейской
   борьбы и труда, съ какими сопряягепо добываніе даже главныхъ жизненныхъ
   потребностей, совсѣмъ не была" подготовлена къ этой борьбѣ. Вслѣдствіе
   этого она и по выходѣ изъ института обыкновенно не умѣла распорядиться
   средствами, которыя у нея оказывались подъ руками, и считала себя несча­
   стною, когда ей приходилось думать о добываніи средствъ. Притомъ сенти­
   ментальный характеръ воспитанія, который здѣсь держался долѣе, чѣмъ гдѣ
   бы­ то ни было, и который прежде всего обусловливался искусственною отчуж­
   денностью отъ природы и людей, заставлялъ институтку смотрѣть на простой
   трудъ и на все житейское, какъ на нѣчто низменное и пошлое.
        Главными воспитательницами въ институтахъ были классныя дамы. Но
   чужая женщина или чужой человѣкъ, будь онъ наилучшій педагогъ, не мо­
   жетъ замѣнить матери для ребенка, особенно для дѣвочки. Ея мягкая, вос­
   пріимчивая натура требуетъ прежде всего материнской любви, нЬжной ласки,
   тонкой наблюдательности относительно проявленій ея разнообразныхъ инстинк­
   товъ. Между тѣмъ ребенка, въ самую нѣжную пору его жизни, когда онъ,
   какъ цвѣтокъ къ свѣту, стремится къ материнской ласкѣ, отдавали въ закры­
   тое заведеніе, гдѣ никому не было дѣла до развитія и проявления разнообраз­
   ныхъ чувствъ дитяти, до его мечтаній и фантазій.     Изъ объятій матери до­
   павъ въ казенную обстановку, ребенокъ не можетъ сразу подавить своей экс­
   пансивности и потребности изливать свои впечатлѣнія,—и онъ дѣлаетъ это
   передъ классного дамой. Мягко или сурово, но каждая изъ нихъ непременно
   отклоняете отъ себя подобныя изліянія. — ей не до нихъ: казна строго рас­
   пределила время ея занятій, и она не выполнить всѣхъ возложенныхъ на нее
   обязанностей, если будетъ выслушивать бредни всѣхъ дѣвочекъ. Обыкновенно
   классная. дама на изліянія новенькой сухо отвѣчаетъ: „молчи и учи урокъ,
   а если кончила, не мѣшай другимъ заниматься". Огромное число воспитанницъ
   само собою вызываетъ необходимость дисциплины; всѣ дѣти въ одно время и въ
   одной комнатѣ должны учить уроки; естественно, приходится требовать, чтобы
   отдѣльно никто изъ нихъ не велъ громкихъ разговоровъ. Къ тому же большин­
   ство классныхъ дамъ прекратить болтовню ребенка не изъ­за того, что онъ
   мѣшаетъ другимъ, а изъ желанія обуздать его въ самомъ началѣ, дать ему
   понять, что классная дама — начальство, и что къ ней слѣдуетъ обращаться
   съ серьезнымъ дѣломъ, а не съ пустяками. Могутъ­ли быть руководительни­
   цами, любящими дѣтей, нѣжньіми воспитательницами, сочувствующими дѣт­
   ской радости и горю, классныя дамы, преимущественно старыя дѣвы, зака­
   ленныя казенною дисциплиною съ дѣтетва въ стѣнахъ того же института,
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96