Page 92 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 92

———— 76767676 ————

   и не испытавшія въ жизни никакой неказенной радости. У старой дѣвушки,
   воспитанной при нормальной обстановкѣ, могутъ быть семейныя привязанно­
   сти или общественные идеалы, которые спасаютъ ее отъ нравственной чер­
   ствости, но у классной дамы, съ дѣтства крѣпко на крѣпко запертой отъ
   общественныхъ вліяній, вмѣсто чувства вырабатывается лишь педантизмъ и
   сухой формализмъ, вмѣсто искренней любви къ ребенку, черствый эгоизмъ
   и мстительность. Судьба не дала ей испытать провиденціальнаго назначенія—
   быть матерью и женой; если когда­нибудь она и знала семейныя привязан­
   ности въ самомъ раннемъ дѣтствѣ, то сердце ея давно очерствѣло къ нимъ,
   меліду тѣмъ она видитъ передъ собою юное существо, у котораго есть бу­
   дущее, можетъ быть счастье впереди, и она ненавидитъ это юное существо,
   ненавидитъ инстинктивно. И вотъ къ такому­то бездушному, черствому су­
   ществу, въ груди котораго нерѣдко таится человѣконенавистническое чувство,
   малютка­новичекъ припадаетъ на грудь и, захлебываясь отъ слезъ и смѣха,
   перемѣшивая одно впечатлѣніе съ другимъ, безсвязно и быстро перебѣгая съ
   одного предмета на другой, начинаетъ передавать свои впечатлѣнія.      „Какія
   глупости!" отстраняя ее рукой, говорить классная дама. Ребеяокъ не сознаетъ
   еще, почему это глупости, почему ея мать не отталкивала ее въ такую минуту,
   но, видя насмѣшливые взоры подругъ, задумывается. „На грудь къ классной
   дамѣ!" Боже, да это такой позоръ, ей долго этого не забудутъ подруги, долго
   будутъ за это высмѣивать ее, между тѣмъ онѣ лишь двумя, тремя мѣсяцами
   раньше ея поступили въ институтъ. Она скоро пойметъ значеніе для нея
   классной дамы и весь комизмъ своего первоначальнаго поведенія. О, въ дру­
   гой разъ она уже не попадется въ этомъ! Она сама скоро будетъ высмѣи­
   вать другихъ за подобныя выходки. Но на кого же изливать дѣвочкѣ потреб­
   ность дѣлиться своими впечатлѣніями? На подругъ. Новенькая, дѣйствительно,
   и дружится съ подругами и выбираетъ повѣренною своихъ думъ кого­нибудь
   изъ нихъ, но матеріалъ для разговоровъ, вынесенный изъ свободной жизни,
   скоро изсякаетъ, а при однообразно­монотонномъ институтскомъ режимѣ онъ
   не можетъ возобновляться. Отсутствіе какихъ бы то ни было освѣжающихъ
   душу и умъ впечатлѣній притупляетъ наблюдательность, живость ума и за­
   сушиваетъ сердце. Вотъ потому­то институткѣ и труднѣе было быть хоро­
   шею матерью и воспитательницею сравнительно съ тою, которая воспитыва­
   лась въ болѣе свободной атмосферѣ и не лишена была семейной жизни. Ха­
   рактеръ институтскаго воспитанія нѣсколько измѣнился лишь около четверти
   столѣтія тому назадъ, когда институты сдѣлались полузакрытыми заведеніями,
   когда воспитанницъ стали отпускать домой на лѣто и на болыніе праздники.
        Однако во многихъ семействахъ того времени дѣтямъ давали исключи­
   тельно домашнее воспитаніе, и почти всѣ дѣти до школы, т. е. до 9 —10­ти
   лѣтняго возраста, воспитывались дома. Вотъ потому­то мы и остановимся
   на этомъ воспитаніи и посмотримъ, какими воспитательными принципами
   руководились родители вплоть до преобразовательной эпохи, обратимъ внима­
   ніе на то, какой фундаментъ нравственныхъ и умственныхъ понятій былъ
   заложенъ въ душу ребенка до его поступленія въ учебное заведеніе.
        Въ крѣпостническій вѣкъ всѣ понятія, не исключая понятій о своихъ
   обязанностяхъ къ дѣтямъ, были чисто крѣпостническія. „Дѣти", разсуждали
   люди того времени, „мнѣ отъ Бога, значитъ все равно, что крѣпостные, что
   хочу съ ними, то и дѣлаю, и ни передъ кѣмъ отвѣта держать, не буду,
   кромѣ Бога и своей совѣсти".
        По понятіяыъ того времени, право сужденія, право имѣть свою мысль и
   желаніе, право чувствовать боль и оскорбленіе, имѣть лучшій кусокь, покойное
   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97