Page 93 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 93
———— 77777777 ————
мѣсто, хорошую комнату, —принадлежало лишь сильнѣйшимъ, т.е. родителямъ.
Это было время, когда отъ дѣтей требовали безпрекословнаго выполнения
обязанностей и всевозможныхъ уступокъ, и никакихъ требованій не предъ
являлось родителямъ,—однимъ словомъ это была эпоха, когда въ полной силѣ
царилъ авторитетъ родительской власти, выражавшийся въ ХІХмъ ст. лишь
въ менѣе грубой и суровой формѣ, чѣмъ это было въ XVI и XVII ст. Всѣ
въ домѣ: горничныя, лакеи, гувернантки и дѣти, обязаны были безпрекослов
нымъ повиновеніемъ хозяевамъ дома.
Легувэ говоритъ, что наше время (т. е. вторая половина XIX ст.)—
время господства дѣтей, и называете ихъ „гоеподадѣти" (messieurs les
enfants); въ противоположность этому описываемое время было господствомъ
родителей. Дѣти, даже и въ состоятельныхъ семьяхъ, (конечно, исключенія
въ этомъ отношеніи были и тогда) пользовались въ домѣ худшею комнатою,
худшимъ кускомъ. Никто не думалъ о томъ, что комнату слѣдуетъ ежедневно
провѣтривать, даже дома богатыхъ помѣщиковъ устраивались безъ форточекъ.
Ребенка съ перваго дня рожденія вплоть до его поступленія въ казенное
заведеніе сдавали на чужія руки, сначала кормилицѣ, потомъ нянькѣ, за
тѣмъ, въ 5 — 6 лѣтъ—гувернанткѣ, а въ 9—10 лѣтъ отвозили въ казенное
заведеніе или въ благородный пансіонъ губернскаго города.
Отношеніе родителей къ дѣтямъ было чисто формальное; надзоръ за
ними носилъ совершенно внѣшній характеръ. Въ то время у родителей не
было и тѣни представленія о томъ, что лишь постояннымъ, неослабнымъ
наблюденіемъ надъ внутреннею, интимною жизнью дѣтей можно содѣйство
вать правильному физическому, умственному и нравственному ихъ росту.
Сдавая ребенка на руки кормилицѣ, ей по счету вручали бѣлье и принад
лежности его туалета, но никто никогда не наблюдалъ, какъ она распоря
жается этимъ бѣльемъ, достаточное ли количество разъ его мѣняетъ, гдѣ
сушитъ, вполнѣ ли просушеннымъ надѣваетъ его на ребенка. Кормилица
давала ребенку грудь при первомъ его крикѣ, и это находили вполнѣ цѣле
сообразнымъ. На третьемъ, на четвертомъ мѣсяцѣ его жизни кормилицѣ
говорили: «теперь прикармливай молочной кашкою или бульономъ». И никто
не заботился о томъ, какъ совершается этотъ важнѣйшій процессъ младен
ческой жизни: какой температуры пищу получаетъ ребенокъ, сколько разъ
въ день и въ какомъ количествѣ, хорошо ли усвоивается она дѣтскимъ орга
низмомъ, и достаточно ли она питательна для него, наконецъ, не пичкаетъли
кормилица его въ то же время и чѣмъ нибудь другимъ. Такъ же небрежно
относились и къ купанью: термометровъ тогда въ домахъ не существовало,
не было и малѣйшаго представленія о томъ, что въ извѣстный періодъ вре
мени ванны болѣе возбуждають, чѣмъ успокаиваютъ, что иногда ихъ нужно
дѣлать очень часто, а иногда и совсѣмъ прекращать. Особенно любопытно
то обстоятельство, что тогда никому не приходило въ голову подумать о
томъ, почему мать не сама кормитъ ребенка, а отдаетъ его на руки посто
ронней женщинѣ. Когда однажды молодая женщина спросила свою мать, въ
высшей степени порядочную и образованную женщину, почему она, отли
чаясь замѣчательнымъ здоровьемъ. никогда не кормила грудью своихъ дѣтей,
она просто отвѣчала: „да какъ то это и въ голову даже никому не при
ходило... Въ мое время только тѣ помѣщицы кормили грудью своихъ дѣтей,
у которыхъ было мало крѣпостныхъ".
Такимъ образомъ уже съ ранняго дѣтства, кромѣ внѣшняго присмотра,
мея:ду родителями и дѣтьми не существовало никакой живой внутренней
связи; казенное заведеніе раздѣляло ихъ еще больше.