Page 122 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 122

— 106 ­

   шли въ разрѣзъ съ новыми воззрѣніями и понятіями. Люди 60­хъ гг. даютъ
   дѣтямъ полную свободу, и дѣти съ этого времени получаюхъ первенствующее
   значеніе въ семьѣ; начинаютъ играть въ ней первую роль.
        Мы уже знаемъ, что на качество и количество пищи дѣтей прежде не
   обращали ни малѣйшаго вниманія, часто удѣляя имъ послѣдній кусокъ,—
   теперь это было немыслимо не только вслѣдствіе новыхъ идей, но и вслѣд­
   ствіе знакомства съ элементарной гигіеною, которою матери усердно зани­
   мались. Мало того, даже у бѣдныхъ людей появился теперь цѣлый арсеналъ
   спиртовыхъ лампочекъ для согрѣванія пищи, термометръ (съ этихъ поръ
   впервые матери начинаютъ придавать значеніе не только качеству и коли­
   честву пищи, но и ея температурѣ), вѣсы для взвѣшиванія дѣтей и опредѣ­
   ленія увеличенія или уменыпенія вѣса ихъ тѣла: дорогое вино, если оно по
   совѣту врача необходимо было для ребенка.
        Лучшую комнату, которую еще такъ недавно отводили подъ гостиную
   или залу и свидетельствовавшую объ изящномъ вкусѣ хозяевъ, теперь отда­
   вали подъ дѣтскую, заботились, чтобы въ ней было побольше свѣта, воздуха
   и простора для дѣтей, для ихъ игръ и возни. Старшіе члены семьи только
   и думали о томъ, какъ бы устроить свою жизнь такъ, чтобы она поменьше
   стѣсняла физическое, нравственное и умственное развитіе дѣтей, чтобы они
   вполнѣ свободно могли проявлять свои индивидуальныя свойства и природныя
   дарованія, чтобы они впослѣдствіи съ чувствомъ умиленія вспоминали о забо­
   тахъ своихъ родителей, жертвовавшихъ для нихъ всею жизнью, 'и о своемъ
   дѣтствѣ. Старшіе члены семьи занимали теперь самыя неудобныя комнаты:
   въ одной крошечной комнатѣ часто работало по нѣскольку человѣкъ; съ вели­
   чайшимъ терпѣніемъ выносили они шумъ и возню, лишь бы не смущать
   веселья дѣтей.
        Дѣти въ прежнее время слышали только приказанія, выносили тѣ­
   лесныя наказаніи, въ отношеніи къ родителямъ знали только оффиціальныя
   ласки въ извѣстное время; родители не могли, не умѣли или не находили
   нужнымъ удовлетворять законной дѣтской любознательности относительно
   явленій природы и окружающей жизни,—теперь характеръ воспитанія совер­
   шенно измѣнился. Обхождевіе съ дѣтьми было въ высшей степени мягкое,
   гуманное, любовное; дѣтямъ не приказывали, а уговаривали ихъ сдѣлать то
   или другое, объясняя, почему это необходимо. Наказанія не только тѣлесныя,
   но и какія бы то ни было, не практиковались болѣе и совершенно вышли
   изъ употребленія.
        Родители, особенно матери, вполнѣ отдались дѣлу воспитанія: онѣ много
   читали и учились какъ для собственнаго образованія, такъ и спеціально для
   того, чтобы иііѣть возможность давать дѣтямъ занимательные разсказы и объ­
   ясненія по интересующимъ ихъ вопросамъ. Это страстное желаніе родителей
   видѣть дѣтей своихъ умственно и нравственно развитыми, постоянное стрем­
   леніе расширить ихъ умственный кругозоръ, неустанный трудъ на ихъ пользу,
   тѣсная, совмѣстная жизнь съ ними, лишеніе себя комфорта и покоя для ихъ
   блага,—все это, вмѣстѣ съ любовью и самоотверженіемъ,        уже прирожден­
   ными матери, создало въ это время въ высшей степени страстныхъ и забот­
   ливыхъ матерей. Ихъ называли нигилистками! Пусть такъ!... Но эти ниги­
   листки были самыми страстными, самыми самоотверженными изъ матерей,
   истинными воспитательницами и руководительницами своихъ дѣтей. Неужели
   въ 60­хъ гг., могутъ намъ замѣтить, впервые изобрѣтена была материнская
   любовь? Конечно, нѣтъ! Она существовала вездѣ и всегда и вложена въ
   сердце матери самою природою! Но мы уже достаточно          говорили о томъ,
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127