Page 122 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 122
— 106
шли въ разрѣзъ съ новыми воззрѣніями и понятіями. Люди 60хъ гг. даютъ
дѣтямъ полную свободу, и дѣти съ этого времени получаюхъ первенствующее
значеніе въ семьѣ; начинаютъ играть въ ней первую роль.
Мы уже знаемъ, что на качество и количество пищи дѣтей прежде не
обращали ни малѣйшаго вниманія, часто удѣляя имъ послѣдній кусокъ,—
теперь это было немыслимо не только вслѣдствіе новыхъ идей, но и вслѣд
ствіе знакомства съ элементарной гигіеною, которою матери усердно зани
мались. Мало того, даже у бѣдныхъ людей появился теперь цѣлый арсеналъ
спиртовыхъ лампочекъ для согрѣванія пищи, термометръ (съ этихъ поръ
впервые матери начинаютъ придавать значеніе не только качеству и коли
честву пищи, но и ея температурѣ), вѣсы для взвѣшиванія дѣтей и опредѣ
ленія увеличенія или уменыпенія вѣса ихъ тѣла: дорогое вино, если оно по
совѣту врача необходимо было для ребенка.
Лучшую комнату, которую еще такъ недавно отводили подъ гостиную
или залу и свидетельствовавшую объ изящномъ вкусѣ хозяевъ, теперь отда
вали подъ дѣтскую, заботились, чтобы въ ней было побольше свѣта, воздуха
и простора для дѣтей, для ихъ игръ и возни. Старшіе члены семьи только
и думали о томъ, какъ бы устроить свою жизнь такъ, чтобы она поменьше
стѣсняла физическое, нравственное и умственное развитіе дѣтей, чтобы они
вполнѣ свободно могли проявлять свои индивидуальныя свойства и природныя
дарованія, чтобы они впослѣдствіи съ чувствомъ умиленія вспоминали о забо
тахъ своихъ родителей, жертвовавшихъ для нихъ всею жизнью, 'и о своемъ
дѣтствѣ. Старшіе члены семьи занимали теперь самыя неудобныя комнаты:
въ одной крошечной комнатѣ часто работало по нѣскольку человѣкъ; съ вели
чайшимъ терпѣніемъ выносили они шумъ и возню, лишь бы не смущать
веселья дѣтей.
Дѣти въ прежнее время слышали только приказанія, выносили тѣ
лесныя наказаніи, въ отношеніи къ родителямъ знали только оффиціальныя
ласки въ извѣстное время; родители не могли, не умѣли или не находили
нужнымъ удовлетворять законной дѣтской любознательности относительно
явленій природы и окружающей жизни,—теперь характеръ воспитанія совер
шенно измѣнился. Обхождевіе съ дѣтьми было въ высшей степени мягкое,
гуманное, любовное; дѣтямъ не приказывали, а уговаривали ихъ сдѣлать то
или другое, объясняя, почему это необходимо. Наказанія не только тѣлесныя,
но и какія бы то ни было, не практиковались болѣе и совершенно вышли
изъ употребленія.
Родители, особенно матери, вполнѣ отдались дѣлу воспитанія: онѣ много
читали и учились какъ для собственнаго образованія, такъ и спеціально для
того, чтобы иііѣть возможность давать дѣтямъ занимательные разсказы и объ
ясненія по интересующимъ ихъ вопросамъ. Это страстное желаніе родителей
видѣть дѣтей своихъ умственно и нравственно развитыми, постоянное стрем
леніе расширить ихъ умственный кругозоръ, неустанный трудъ на ихъ пользу,
тѣсная, совмѣстная жизнь съ ними, лишеніе себя комфорта и покоя для ихъ
блага,—все это, вмѣстѣ съ любовью и самоотверженіемъ, уже прирожден
ными матери, создало въ это время въ высшей степени страстныхъ и забот
ливыхъ матерей. Ихъ называли нигилистками! Пусть такъ!... Но эти ниги
листки были самыми страстными, самыми самоотверженными изъ матерей,
истинными воспитательницами и руководительницами своихъ дѣтей. Неужели
въ 60хъ гг., могутъ намъ замѣтить, впервые изобрѣтена была материнская
любовь? Конечно, нѣтъ! Она существовала вездѣ и всегда и вложена въ
сердце матери самою природою! Но мы уже достаточно говорили о томъ,