Page 140 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 140

­124 —

  ' тельницею? Къ тому же, нужно замѣтить, если мать не съумѣетъ устроить
   такъ своей семейной жизни, что она и на три, на четыре часа въ недѣлю
   не можетъ отлучиться отъ дѣтей безъ страха за ихъ жизнь и нравственность,
   ея положеніе во всякомъ случаѣ безвыходно: когда обстоятельства вынудятъ ее
   отлучиться, дѣти натерпятся безъ нея разныхъ невзгодъ и въ добавокъ къ
   этому, вытравляя    въ себѣ всѣ     человѣческія стремленія, она сама подъ
   конецъ отупѣетъ и не съумѣетъ дать надлежащаго умственнаго развитія своимъ
   дѣтямъ.
        Если въ эпоху 60­хъ гг. дѣтямъ слишкомъ преждевременно давали по­
   нятіе о бѣдности и несчастіяхъ простаго люда, если въ то время въ иныхъ
   семьяхъ и переутомляли дѣтскій мозгъ непосильньшъ умственнымъ багажемъ,
   то современное воспитаніе, избравъ діаметраіьно противоположные пути, до­
   стигнете и діаметрально противоположныхъ результатовъ. Изолируя дѣтей отъ
   сверстниковъ, если они не той же среды, не имѣютъ такого же матеріальнаго
   достатка, опасаясь омрачить дѣтскіе годы грустными мыслями, въ нихъ не
   развиваютъ ни чувства состраданія, ни сожалѣнія, ни сочувствія къ ближ­
   нему. Послѣднее обыкновенно вовсе не дѣлается преднамѣренію: знакомство
   между сверстниками одинаковаго положенія и достатка не всегда возможно,
   и маленькій ребенокъ часто остается вовсе безъ товарищей своихъ лѣтъ, что
   весьма вредно отражается на развитія въ немъ альтруистическихъ склонностей.
   Къ тому же, не давая ребенку ни малѣйшаго представленія о бѣдности и
   несчастіи, легко воспитать крайняго индиферентиста и деревяннаго исту­
   кана. Къ счастію, это невозможно потому, что немыслимо провести логично
   въ жизни ребенка вышеозначенную программу. Но такое направленіе въ
   воспитавіи несомнѣнпо вноситъ не мало черствости и деревянности въ душу
   дѣтей. Современныя матери забываютъ, что, воспитывая ребенка съ людьми,
   при всемъ стараніи, невозможно оградить его отъ различныхъ вліяній, и
   потому цѣлесообразнѣе исподволь подготовить его къ воспріятію ихъ. Если
   ребенокъ не воспитывается въ искусственной атмосферѣ, онъ совершенно
   случайно можетъ узнать то, что отъ него такъ тщательно скрывали, и его
   мысль    начнетъ работать въ совершенно      новомъ для него     направленіи,
   обыкновенно искажая факты и уже вслѣдствіе этого приходя къ невѣрнымъ
   выводамъ. „Пусть передъ ребенкомъ      тогда выясняются печальный стороны
   существованія и житейскія     невзгоды, когда онъ совершенно окрѣпнетъ",
   говорятъ теперь.   Это несомнѣнно было бы самое лучшее,           самое нор­
   мальное, если бы мы управляли судьбою по своему усмотрѣнію. Но роковыя
   житейскія случайности самовластно, часто безжалостно распоряжаются нами
   и иногда ставятъ насъ въ неожиданное положеніе,           которое  становится
   вдвойнѣ тяжкимъ и невыносимыми, , когда къ нему еще человѣкъ и вовсе
   не подготовленъ. Должно имѣть въ виду и то обстоятельство, что внезапное
   горе,  весь   ужасъ   котораго   ребенокъ   узнаетъ   сразу,  мояіетъ довести
   его до нервнаго потрясенія, всегда опаснаго для здоровья. Преждевременно
   знакомить ребенка съ бѣдностью, несчастіями и лишеніями—вредно, вредно
   и искусственно наталкивать его на зрѣлища несчастіи и бѣдствій, но столь
   же опасно для нравственности и здоровья, такъ же нераціонально вплоть до
   школънаго возраста изолировать отъ жизни и общества, скрывать отъ него
   несчастія, которыя разразились надъ его семьей или надъ его близкими,
   совсѣмъ не давать ему ни малѣйшаго представленія о нуждѣ и тяжеломъ
   трудѣ бездольнаго люда. Если судьба, даже въ раннемъ дѣтствѣ, столкнетъ
   ребенка лицомъ къ лицу съ картиною нищеты, нужды, смерти, житейскихъ
   невзгодъ,—объясните ему все, какъ слѣдуетъ, разумѣется, насколько это до­
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145