Page 151 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 151

— 135 —

        Всѣ указанный выше условія воспитанія и среды дѣйствуютъ иногда
   медленно, но зато постоянно и, въ концѣ концовъ, не только могутъ подчи­
   нить себѣ наслѣдственноеть, но даже привить человѣку особый темпераментъ.
   Однимъ словомъ, при самыхъ благопріятныхъ наслѣдственныхъ условіяхъ среда
   и воспитаніе могутъ создать нервно разслабленнаго или лѣниЕаго и тупаго че­
   ловѣка, не только негодиаго для общественной дѣятельности, но и неспособнаго
   къ самостоятельному труду, а при противуноложныхъ условіяхъ настолько
   ослабить наслѣдственпыя черты, что сдѣлать изъ человѣка заурядныхъ спо­
   собностей въ высшей степени полезнаго общественнаго дѣятеля. Вполнѣ за­
   служиваетъ вниманія такая иллюстрація проф. Лесгафта высказанной нами
   мысли: „Если взять сѣмена, по возможности сходныхъ качествъ, и бросить
   ихъ на неодинаковую почву, то которое изъ нихъ дастъ скорѣе ростокъ, ко­
   торое въ борьбѣ окаасется сильнѣе, и которое проявить болѣе выгодныя на­
   слѣдственныя качества? Какія бы ни были у сѣмени унаслѣдованныя каче­
   ства, но если оно попадетъ на несоотвѣтствующую почву, то оно можетъ
   ростка не дать, и только то зерно, которое попадетъ на болѣе благопріятныя
   условія относительно почвы, влажности, теплоты и свѣта даетъ всего скорѣе
   ростокъ, который опять же своими качествами и размѣрами будетъ въ прямой
   зависимости отъ всѣхъ этихъ условій. Даже болѣе слабое зерно дастъ скорѣе
   ростокъ при благопріятныхъ условіяхъ почвенннхъ и климатическихъ, чѣмъ
   хорошее, но попавшее на песокъ или на камень.           Понятно, что хорошее
   зерно при благопріятныхъ условіяхъ должно дать лучшій ростокъ, чѣмъ сла­
   бое: въ немъ больше вещества, необходимаго для произростанія, или больше
   энергіи въ проявленіи, поэтому и получаемый результатъ лучше".
         И такъ, изъ наиболѣе могущественныхъ средствъ, которыми распола­
   гаете воспитаніе, самое важное мѣсто занимаютъ: 1) воспитаніе альтруисти­
   ческихъ и общественныхъ инстинктовъ, 2) упражненіе всѣхъ органовъ и спо­
   собностей дитяти, 3) правильное воспитаніе добрыхъ привычекъ, посредствомъ
   которыхъ развиваютъ трудолюбіе, аккуратность, память, вниманіе, сознаніе
   долга въ отношеніи къ окружающимъ, 4) воспитаніе воли, которая, по сло­
   вамъ Шопенгауера, ни что иное, какъ основа самой возвышенной нравствен­
   ности, той нравственности, которая рождаетъ геровъ и святыхъ, 5) развитіе
   физическихъ силъ, что составляете первое благо въ жизни человѣка. Если
   ребенокъ не унаслѣдовалъ какой нибудь смертельной болѣзни, то, рожденный
   даже хилымъ и слабымъ, онъ вслѣдствіе правильнаго ухода можетъ окрѣп­
   нуть, развить силу мускуловъ и выносливость для сопротивления житейскимъ
   невзгодамъ, климатическимъ и атмосферическимъ перемѣнамъ. Нужно пом­
   нить, что „чѣмъ слабѣе тѣло, тѣмъ оно болѣе подчиняете себѣ человѣка,
   деспотически распоряжается имъ; чѣмъ оно сильнѣе, тѣмъ болѣе повинуется"
   (Руссо).
   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156