Page 151 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 151
— 135 —
Всѣ указанный выше условія воспитанія и среды дѣйствуютъ иногда
медленно, но зато постоянно и, въ концѣ концовъ, не только могутъ подчи
нить себѣ наслѣдственноеть, но даже привить человѣку особый темпераментъ.
Однимъ словомъ, при самыхъ благопріятныхъ наслѣдственныхъ условіяхъ среда
и воспитаніе могутъ создать нервно разслабленнаго или лѣниЕаго и тупаго че
ловѣка, не только негодиаго для общественной дѣятельности, но и неспособнаго
къ самостоятельному труду, а при противуноложныхъ условіяхъ настолько
ослабить наслѣдственпыя черты, что сдѣлать изъ человѣка заурядныхъ спо
собностей въ высшей степени полезнаго общественнаго дѣятеля. Вполнѣ за
служиваетъ вниманія такая иллюстрація проф. Лесгафта высказанной нами
мысли: „Если взять сѣмена, по возможности сходныхъ качествъ, и бросить
ихъ на неодинаковую почву, то которое изъ нихъ дастъ скорѣе ростокъ, ко
торое въ борьбѣ окаасется сильнѣе, и которое проявить болѣе выгодныя на
слѣдственныя качества? Какія бы ни были у сѣмени унаслѣдованныя каче
ства, но если оно попадетъ на несоотвѣтствующую почву, то оно можетъ
ростка не дать, и только то зерно, которое попадетъ на болѣе благопріятныя
условія относительно почвы, влажности, теплоты и свѣта даетъ всего скорѣе
ростокъ, который опять же своими качествами и размѣрами будетъ въ прямой
зависимости отъ всѣхъ этихъ условій. Даже болѣе слабое зерно дастъ скорѣе
ростокъ при благопріятныхъ условіяхъ почвенннхъ и климатическихъ, чѣмъ
хорошее, но попавшее на песокъ или на камень. Понятно, что хорошее
зерно при благопріятныхъ условіяхъ должно дать лучшій ростокъ, чѣмъ сла
бое: въ немъ больше вещества, необходимаго для произростанія, или больше
энергіи въ проявленіи, поэтому и получаемый результатъ лучше".
И такъ, изъ наиболѣе могущественныхъ средствъ, которыми распола
гаете воспитаніе, самое важное мѣсто занимаютъ: 1) воспитаніе альтруисти
ческихъ и общественныхъ инстинктовъ, 2) упражненіе всѣхъ органовъ и спо
собностей дитяти, 3) правильное воспитаніе добрыхъ привычекъ, посредствомъ
которыхъ развиваютъ трудолюбіе, аккуратность, память, вниманіе, сознаніе
долга въ отношеніи къ окружающимъ, 4) воспитаніе воли, которая, по сло
вамъ Шопенгауера, ни что иное, какъ основа самой возвышенной нравствен
ности, той нравственности, которая рождаетъ геровъ и святыхъ, 5) развитіе
физическихъ силъ, что составляете первое благо въ жизни человѣка. Если
ребенокъ не унаслѣдовалъ какой нибудь смертельной болѣзни, то, рожденный
даже хилымъ и слабымъ, онъ вслѣдствіе правильнаго ухода можетъ окрѣп
нуть, развить силу мускуловъ и выносливость для сопротивления житейскимъ
невзгодамъ, климатическимъ и атмосферическимъ перемѣнамъ. Нужно пом
нить, что „чѣмъ слабѣе тѣло, тѣмъ оно болѣе подчиняете себѣ человѣка,
деспотически распоряжается имъ; чѣмъ оно сильнѣе, тѣмъ болѣе повинуется"
(Руссо).