Page 159 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 159
— 143 —
ныхъ условіяхъ невозможно опредѣлить предѣла, до котораго можно довести
утонченность и остроту этого органа. Для примѣра поразительной утончен
ности зрѣнія и слуха возьмемъ дикарей, природа, обстоятельства, нравы, при
вычки и вся жизнь которыхъ способствуютъ усовершенствованію этихъ орга
новъ. Индѣйцы видятъ предметы и различаютъ звуки, совершенно усколь
зающее отъ глаза и слуха европейца, надѣленнаго наиболѣе развитыми
органами.
Кромѣ благопріятной среды, въ высшей степени содѣйствуетъ совершен
ствованію органовъ чувствъ и различныя упражненія. Вотъ что по этому
поводу говорить нашъ извѣстный педагогъ и психологъ г. Каптеревъ, давшій
по педагогической психологіи въ высшей степени талантливые и цѣнные въ
научномъ отношепіи труды: „Педагогу нужно усвоитъ себѣ прежде всего
основную мысль, что органъ зрѣнія не есть уже нѣчто готовое и закон
ченное при рожденіи человЪка, но развивается и формируется въ первые
годы дѣтства на глазахъ его, педагога. Естественно думать, что совершаю
щійся на глазахъ недагога процессъ развитія органа зрѣнія, даетъ ему воз
можность способствовать этому развитію, создавать для него благопріятныя
условія, устранять вредныя. Еслибы глазъ ребенка уже при рожденіи пред
ставлялъ нѣчто законченное и сформированное, тогда не было бы мѣста
вліянію педагога, педагогъ имѣлъ бы дѣло съ явленіемъ уже совершившимся.
Но на самомъ дѣлѣ мы видимъ не то. Разумное же вмешательство въ про
цессъ развитія зрѣнія не только возможно, но и вполнѣ желательно. Органы
наши, въ частности органъ зрѣнія, могутъ достигать извѣстной степени раз
витія вслѣдствіе неизбѣжныхъ вліяній со стороны окружающей среды; но
такое развитіе очень часто бываетъ недостаточным^ требующимъ воспол
ненія и усовершенствованія". (Очерки по психологіи ребенка. „Женское
образованіе" 1882 г. № 3, стр. 188—189).
Упражненіе зрѣнія должно состоять въ постепенномъ отдаленіи предмета:
пріучайте ребенка все далѣе и далѣе держать отъ себя книгу и тетрадь, когда
онъ читаетъ, пишетъ, разсматриваетъ картинки, рисуетъ. Любуясь цвѣткомъ,
моремъ, озеромъ, радугою, пусть опредѣлитъ ихъ цвѣтъ. Уже въ два, три
года ребенокъ долженъ знать цвѣтъ своего платья и всѣхъ частей своего
туалета—чулокъ, ботинокъ, штанишекъ. Онъ долженъ интересоваться и цвѣ
томъ платья, одѣтаго сегодня нянею, матерью и сестрами, скатерти, застлан
ной на чайный столъ, занавѣсокъ въ комнатѣ. Онъ долженъ знать цвѣтъ
кошки, съ которою играетъ, собаки, лошади и коровы, которые проходятъ
мимо него. Пусть набранные въ лѣсу листики и шишки деревьевъ, траву,
камешки у ручья, раковины раскладываетъ онъ на столѣ подъ цвѣтъ, и та
кимъ образомъ онъ узнаетъ не только цвѣта, но и ихъ оттѣнки.
Также постепенно должно идти и знакомство съ формою. Въ три,
четыре года ребенокъ можетъ нарѣзать изъ разноцвѣтной бумаги квадратики,
треугольники, кружки и т. п. и наклеивать ихъ въ тетрадь. Для знакомства
съ цвѣтами прекрасно употреблять и берлинскую шерсть.
Психологъ Прейеръ сообщаешь, что перерывъ на два мѣсяца упражненій
въ различеніи цвѣтовъ повлекъ за собою значительный регрессъ въ деятель
ности органа зрѣнія его сына. Великій знатокъ дѣтской души и тонкій на
блюдатель— Фребель придавалъ громадное значеніе развитію и усовершенство
ванію органовъ чувствъ дитяти. Всѣ его занятія, работы, упражненія, однимъ
словомъ, вся его система преимущественно имѣютъ въ виду равномѣрное и
всестороннее развитіе и совершенствованіе органовъ чувствъ и органовъ дви
женія дитяти. Поэтому на упражненіяхъ органовъ чувствъ мы и не будемъ