Page 159 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 159

— 143 —

   ныхъ условіяхъ невозможно опредѣлить предѣла, до котораго можно довести
   утонченность и остроту этого органа. Для примѣра поразительной утончен­
   ности зрѣнія и слуха возьмемъ дикарей, природа, обстоятельства, нравы, при­
   вычки и вся жизнь которыхъ способствуютъ усовершенствованію этихъ орга­
   новъ. Индѣйцы видятъ предметы и различаютъ звуки, совершенно усколь­
   зающее отъ глаза и слуха европейца, надѣленнаго наиболѣе развитыми
   органами.
        Кромѣ благопріятной среды, въ высшей степени содѣйствуетъ совершен­
   ствованію органовъ чувствъ и различныя упражненія. Вотъ что по этому
   поводу говорить нашъ извѣстный педагогъ и психологъ г. Каптеревъ, давшій
   по педагогической психологіи въ высшей степени талантливые и цѣнные въ
   научномъ отношепіи труды:     „Педагогу нужно усвоитъ себѣ прежде всего
   основную мысль, что органъ зрѣнія не есть уже нѣчто готовое и закон­
   ченное при рожденіи человЪка, но развивается и формируется въ первые
   годы дѣтства на глазахъ его, педагога. Естественно думать, что совершаю
   щійся на глазахъ недагога процессъ развитія органа зрѣнія, даетъ ему воз­
   можность способствовать этому развитію, создавать для него благопріятныя
   условія, устранять вредныя. Еслибы глазъ ребенка уже при рожденіи пред­
   ставлялъ нѣчто законченное и сформированное, тогда не было бы мѣста
   вліянію педагога, педагогъ имѣлъ бы дѣло съ явленіемъ уже совершившимся.
   Но на самомъ дѣлѣ мы видимъ не то. Разумное же вмешательство въ про­
   цессъ развитія зрѣнія не только возможно, но и вполнѣ желательно. Органы
   наши, въ частности органъ зрѣнія, могутъ достигать извѣстной степени раз­
   витія вслѣдствіе неизбѣжныхъ вліяній со стороны окружающей среды; но
   такое развитіе очень часто бываетъ недостаточным^ требующимъ воспол­
   ненія и усовершенствованія". (Очерки по психологіи ребенка. „Женское
   образованіе" 1882 г. № 3, стр. 188—189).
        Упражненіе зрѣнія должно состоять въ постепенномъ отдаленіи предмета:
   пріучайте ребенка все далѣе и далѣе держать отъ себя книгу и тетрадь, когда
   онъ читаетъ, пишетъ, разсматриваетъ картинки, рисуетъ. Любуясь цвѣткомъ,
   моремъ, озеромъ, радугою, пусть опредѣлитъ ихъ цвѣтъ. Уже въ два, три
   года ребенокъ долженъ знать цвѣтъ своего платья и всѣхъ частей своего
   туалета—чулокъ, ботинокъ, штанишекъ. Онъ долженъ интересоваться и цвѣ­
   томъ платья, одѣтаго сегодня нянею, матерью и сестрами, скатерти, застлан­
   ной на чайный столъ, занавѣсокъ въ комнатѣ. Онъ долженъ знать цвѣтъ
   кошки, съ которою играетъ, собаки, лошади и коровы, которые проходятъ
   мимо него. Пусть набранные въ лѣсу листики и шишки деревьевъ, траву,
   камешки у ручья, раковины раскладываетъ онъ на столѣ подъ цвѣтъ, и та­
   кимъ образомъ онъ узнаетъ не только цвѣта, но и ихъ оттѣнки.
        Также постепенно должно идти и знакомство съ формою. Въ             три,
   четыре года ребенокъ можетъ нарѣзать изъ разноцвѣтной бумаги квадратики,
   треугольники, кружки и т. п. и наклеивать ихъ въ тетрадь. Для знакомства
   съ цвѣтами прекрасно употреблять и берлинскую шерсть.
        Психологъ Прейеръ сообщаешь, что перерывъ на два мѣсяца упражненій
   въ различеніи цвѣтовъ повлекъ за собою значительный регрессъ въ деятель­
   ности органа зрѣнія его сына. Великій знатокъ дѣтской души и тонкій на­
   блюдатель— Фребель придавалъ громадное значеніе развитію и усовершенство­
   ванію органовъ чувствъ дитяти. Всѣ его занятія, работы, упражненія, однимъ
   словомъ, вся его система преимущественно имѣютъ въ виду равномѣрное и
   всестороннее развитіе и совершенствованіе органовъ чувствъ и органовъ дви­
   женія дитяти. Поэтому на упражненіяхъ органовъ чувствъ мы и не будемъ
   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164