Page 164 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 164
— 148 —
выросъ. Такая же утонченность обонянія и вкуса развита и у сортировщиковъ
вина, у гастрономовъ и т. п.
Такимъ образомъ фактами, вполнѣ подтвержденными наукою, доказано,
что органы внѣшнихъ чувствъ имѣютъ громадное, неотразимое вліяніе на
физическое, нравственное и умственное развитіе дитяти. Изъ этого естественно
вытекаетъ, что правильное ихъ развитіе — одна изъ важнѣйшихъ задачъ
воспитанія. Развитіе же ихъ мы считаемъ правильнымъ лишь тогда; когда
обращено одинаковое вниманіе, какъ на ихъ физическое, такъ и на интел
лектуальное воспитаніе. Пояснимъ примѣромъ. Идеалъ вполнѣ правильнаго
развитія органа зрѣнія долженъ заключаться не въ томъ только, чтобы имѣть
здоровые глаза и чтобы помимо наслѣдственности не нажить косоглазія.
близорукости и другихъ недостатковъ, но чтобы при здоровомъ, зрѣніи умѣть
наблюдать окружающую природу, выработать въ себѣ стремленіе къ наслаж
дение ея красотами, умѣть вглядываться и вдумываться въ жизнь людей, въ
ихъ характеры, достоинства и недостатки, пріобрѣсти навыкъ узнавать ха
рактерные признаки предметовъ, ихъ сходство и различіе между собою.
Такъ же велико значеніе привычки въ развитіи дара слова.
Сначала дитя издаетъ звуки, которые постепенно становятся все болѣе
разнообразными, затѣмъ изъ нихъ составляются слоги и слова, увеличиваю
щееся въ количествѣ ежедневно, ежечасно, такъ какъ мать, наклоняясь надъ
изголовьемъ ребенка, безпрестанно произносить различные слова и звуки.
Ребенокъ повторяетъ за ней, какъ нонимаетъ и можетъ, и его голосовой
аппаратъ постепенно приноравливается къ человѣческой рѣчи. Такое же
вліяніе оказываетъ упражненіе и привычка и на развитіе правильной рѣчи.
Вотъ что по этому поводу говорить нашъ знаменитый педагогъ К. Д. Ушин
скій: „грамматическая правильность достигается еще въ первые годы ученья,
когда человѣкъ легко и удобно усвоиваетъ многочисленные навыки, которые
составляютъ основу правильной рѣчи и правильнаго письма. Грамматическая
правильность рѣчи, изустной и письменной, есть не знаніе, а привычка".
Тутъ говорится о первоначальномъ обученіи грамотѣ, но привычка такую же
могущественную роль играетъ и въ развитіи дара слова, при первоначальномъ
развитіи рѣчи.
При первомъ пробу жденіи сознанія, дитя обращаетъ вниманіе на тотъ
или другой предметъ. Иногда оно радостно протягиваетъ къ нему руки и издаетъ
при этомъ какой нибудь звукъ, затѣмъ называетъ его, въ болыпинствѣ слу
чаевъ, по своему; очень часто множество предметовъ ребенокъ обозначаетъ
одними и тѣми же звуками, напримѣръ: „бубу", „тото", „мими" и т. п.
Мать, понимающая лепетъ своего дитяти, сейчасъ же пойметъ, на какой пред
метъ обратило оно вниманіе, и называетъ его по имени. Ей приходится
иногда много тысячъ разъ назвать этотъ предметъ по имени, прежде чѣмъ
ребенокъ самъ будетъ въ состояніи отчетливо произнести это слово. Но
частыя повторенія одного и того же слова, одного и того же названія,
извѣстное при этомъ выраженіе лица матери, тонкіе оттѣнки въ перемѣнѣ ея
голоса настолько характеризуют самый предметъ, что ребенокъ постепенно
усваивая названіе предмета, получаетъ и нѣкоторое понятіе о немъ, извѣстное
представленіе. Если мать дурно говоритъ, заикается, либо имѣетъ какой ни
будь недостатокъ въ произношеніи вообще или лишь въ нѣкоторыхъ словахъ
и звукахъ, если говоръ ея отличается какими нибудь особенностями, нанри
мѣръ, невнятностью, быстротою или, наоборотъ, излишнею медлительностью, то,
въ громадномъ болыпинствѣ случаевъ, тѣ же недостатки прививаются и къ
ребенку, если только вліяніе матери не парализуется другими вліяніями, на