Page 164 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 164

— 148 —

   выросъ. Такая же утонченность обонянія и вкуса развита и у сортировщиковъ
   вина, у гастрономовъ и т. п.
        Такимъ образомъ фактами, вполнѣ подтвержденными наукою, доказано,
   что органы внѣшнихъ чувствъ имѣютъ громадное, неотразимое вліяніе на
   физическое, нравственное и умственное развитіе дитяти. Изъ этого естественно
   вытекаетъ, что правильное ихъ развитіе — одна изъ важнѣйшихъ задачъ
   воспитанія. Развитіе же ихъ мы считаемъ правильнымъ лишь тогда; когда
   обращено одинаковое вниманіе, какъ на ихъ физическое, такъ и на интел­
   лектуальное воспитаніе. Пояснимъ примѣромъ. Идеалъ вполнѣ правильнаго
   развитія органа зрѣнія долженъ заключаться не въ томъ только, чтобы имѣть
   здоровые глаза и чтобы     помимо наслѣдственности не нажить косоглазія.
   близорукости и другихъ недостатковъ, но чтобы при здоровомъ, зрѣніи умѣть
   наблюдать окружающую природу, выработать въ себѣ стремленіе къ наслаж­
   дение ея красотами, умѣть вглядываться и вдумываться въ жизнь людей, въ
   ихъ характеры, достоинства и недостатки, пріобрѣсти навыкъ узнавать ха­
   рактерные признаки предметовъ, ихъ сходство и различіе между собою.
         Такъ же велико значеніе привычки въ развитіи дара слова.
        Сначала дитя издаетъ звуки, которые постепенно становятся все болѣе
   разнообразными, затѣмъ изъ нихъ составляются слоги и слова, увеличиваю­
   щееся въ количествѣ ежедневно, ежечасно, такъ какъ мать, наклоняясь надъ
   изголовьемъ ребенка, безпрестанно произносить различные слова и звуки.
   Ребенокъ повторяетъ за ней, какъ нонимаетъ и можетъ, и его голосовой
   аппаратъ постепенно приноравливается къ человѣческой рѣчи.          Такое же
   вліяніе оказываетъ упражненіе и привычка и на развитіе правильной рѣчи.
   Вотъ что по этому поводу говорить нашъ знаменитый педагогъ К. Д. Ушин­
   скій: „грамматическая правильность достигается еще въ первые годы ученья,
   когда человѣкъ легко и удобно усвоиваетъ многочисленные навыки, которые
   составляютъ основу правильной рѣчи и правильнаго письма. Грамматическая
   правильность рѣчи, изустной и письменной, есть не знаніе, а привычка".
   Тутъ говорится о первоначальномъ обученіи грамотѣ, но привычка такую же
   могущественную роль играетъ и въ развитіи дара слова, при первоначальномъ
   развитіи рѣчи.
        При первомъ пробу жденіи сознанія, дитя обращаетъ вниманіе на тотъ
   или другой предметъ. Иногда оно радостно протягиваетъ къ нему руки и издаетъ
   при этомъ какой нибудь звукъ, затѣмъ называетъ его, въ болыпинствѣ слу­
   чаевъ, по своему; очень часто множество предметовъ ребенокъ обозначаетъ
   одними и тѣми же звуками, напримѣръ: „бу­бу", „то­то", „ми­ми" и т. п.
   Мать, понимающая лепетъ своего дитяти, сейчасъ же пойметъ, на какой пред­
   метъ обратило оно вниманіе, и называетъ его по имени. Ей приходится
   иногда много тысячъ разъ назвать этотъ предметъ по имени, прежде чѣмъ
   ребенокъ самъ будетъ въ состояніи отчетливо произнести это слово. Но
   частыя повторенія одного и того же слова, одного и того же названія,
   извѣстное при этомъ выраженіе лица матери, тонкіе оттѣнки въ перемѣнѣ ея
   голоса настолько характеризуют самый предметъ, что ребенокъ постепенно
   усваивая названіе предмета, получаетъ и нѣкоторое понятіе о немъ, извѣстное
   представленіе. Если мать дурно говоритъ, заикается, либо имѣетъ какой ни­
   будь недостатокъ въ произношеніи вообще или лишь въ нѣкоторыхъ словахъ
   и звукахъ, если говоръ ея отличается какими нибудь особенностями, нанри­
   мѣръ, невнятностью, быстротою или, наоборотъ, излишнею медлительностью, то,
   въ громадномъ болыпинствѣ случаевъ, тѣ же недостатки прививаются и къ
   ребенку, если только вліяніе матери не парализуется другими вліяніями, на­
   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169