Page 169 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 169

— 153 —

   заботами и предпринимая различный занятія. Но такіе люди смѣняютъ обык­
   новенно одно занятіе другимъ, ничто у нихъ не ладится, ничто не удается,
   и они доходятъ до полнаго сознанія своей неспособности къ труду. Такое
   сознаніе доводило многихъ до отчаянія и самоубійтва. Не даромъ пословица
   говорить: „праздность мать всѣхъ пороковъ". И дѣйствительно, привычка
   къ труду есть источникъ благороднѣйшихъ наслажденій,            важнѣйшая и
   надежнѣйшая гарантія противъ сердечной пустоты, легкомыслія и пошлости,
   лучшая утѣшительница и достойная опора въ старости. Когда роковыя жи­
   тейскія случайности, тяжелыя утраты любимыхъ и близкихъ разрываютъ
   душу, когда надежды молодости, часто самыя законный, самыя честныя, не
   осуществляются, только трудъ, онъ одинъ, можетъ поддержать человѣка.
   Какъ бы ни были скромны размѣры способностей человѣка, но если онъ
   всю жизнь трудился, не покладая рукъ, честный трудъ не можетъ быть безъ
   результата, онъ всегда приноситъ пользу обществу, а самому трудящемуся
   даетъ возможность забывать за работой тяжелыя, житейскія невзгоды и
   утраты, смѣло .смотрѣть лгодямъ въ глаза и подъ конецъ жизни сказать себѣ:
   „я дѣлалъ все, что могъ".
        Привычка къ праздности и лѣни—вреднѣйшая антисоциальная склон­
   ность. Воспитатели и учителя никогда не должны упускать этого изъ виду
   во весь продолжительный періодъ воспитанія и образованія человѣка. Безко­
   нечно важное значеніе привычки къ труду должно вынуждать воспитателей
   обращать вниманіе на развитіе ея уже въ раннемъ дѣтствѣ. Но такъ какъ
   послѣднія главы нашей книги посвящены именно этой задачѣ, то мы ска­
   жемъ по этому поводу лишь нѣсколько словъ.
         Исключительно одна бѣготня и возня не могутъ наполнить всего дня
   ребенка, особенно послѣ 3—4 лѣтняго его возраста. Его живость, все уве­
   личивающаяся потребность дѣятельности, безъ должнаго ея направленія, вы­
   ражается въ ломкѣ и порчѣ предметовъ, въ капризахъ и шалостяхъ. Чтобы
   съ дѣтства не привить ребенку навыка къ бездѣлью и вредному времяпре­
   провожденію, мать должна найти для него подходящее занятіе, пока онъ са­
   мостоятельно не можетъ этого сдѣлать. Огромный матеріалъ для развитія въ
   дѣтяхъ любви къ труду даютъ фребелевскія занятія, способствующія совер­
   шенствование органовъ внѣшнихъ чувствъ ребенка, а также его органовъ
   движенія и развивающихъ разнородныя его способности;­ но все это можетъ
   быть лишь тогда, когда мать отнесется къ этимъ занятіямъ не формально
   и педантично и не будетъ упускать изъ виду того, что она имѣетъ дѣло съ
   русскими, а не съ нѣмецкими дѣтьми, которыхъ собственно имѣлъ въ виду
   Фребель,—но на этихъ занятіяхъ мы подробно остановимся въ послѣднихъ
   главахъ нашей книги.
         Пріученный къ труду ребенокъ будетъ несравненно успѣшнѣе зани­
   маться въ школѣ, которая въ свою очередъ представить ему новый матеріалъ
   для развитія усидчивости и трудолюбія. Если ребенка, пріученнаго къ труду
   до школьнаго возраста, не удовлетворитъ тотъ или другой учитель, онъ до­
   будетъ себѣ книги, чтобы расширить свои знанія,         чтобы основательнѣе
   усвоить предметъ, но ни въ какомъ случаѣ не будетъ сидѣть сложа руки.
   Такое отношеніе къ дѣлу много отниметъ у мальчика времени, и его не
   хватитъ для вредныхъ и пошлыхъ забавъ, къ которымъ онъ постепенно
   будетъ утрачивать склонность и позывъ.
         Склонность къ труду вообще слѣдуетъ развивать и поддерживать не
   только въ дѣтствѣ, но въ продолженіе всего періода воспитанія и образо­
   ванія человѣка. Школа должна обращать вниманіе далеко не на то только,
   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174