Page 172 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 172

— 156 —

   приступаютъ къ новымъ шалостямъ, столь же важны для нихъ, какъ и сопро­
   вождающее ихъ движеніе" .
        Воспитатели часто забываютъ, что удовольствіе, радость и веселье столь
   же необходимы для дѣтской души, какъ свѣтъ и тепло для нѣжнаго растенія.
   У особенно веселаго ребенка живая натура пробьется наружу сама собой, и
   въ такомъ случаѣ веселье приходится только поддерживать, но болѣе вялаго
   нужно пріучать, пріохочивать, подзадоривать къ веселымъ играмъ.
        Веселый ребенокъ имѣетъ несравненно болѣе шансовъ, чѣмъ сумрачный
   и меланхолическій, къ успѣшному и равномѣрному развитію физическихъ,
   нравственныхъ и умственныхъ силъ. При этомъ нужно помнить, что радость
   и веселье возвышаютъ, облагораживаютъ и согрѣваютъ душу. У веселаго ре­
   бенка болѣе сильно развиты потребность въ товариществѣ, желаніе подѣлиться
   своими веселыми мыслями и планами хотя бы для того, чтобы всѣхъ разве­
   селить, заставить другихъ смѣяться; веселыя дѣти бываютъ и болѣе привѣт­
   ливы къ окружающимъ.        Веселый ребенокъ имѣетъ обыкновенно и болѣе
   общественную натуру, онъ въ болыпинствѣ случаевъ менѣе раздражите­
   ленъ, золъ, завистливъ и эгоистиченъ. Замѣчено также, что веселое на­
   строеніе въ высшей степени укрѣпляетъ нервы и развиваетъ въ ребенкѣ доб­
   рыя чувства. Бодрое, веселое настроеніе помогаетъ и успѣхамъ въ занятіяхъ:
   такой ребенокъ обыкновенно болѣе понятливъ, способенъ и воспріимчивъ,
    чѣмъ субъектъ характера сумрачнаго и меланхолическаго. Каждый;­ вѣроятно,
   наблюдалъ, что даже самыя простыя слова учительницы, сказанныя весело и
   бодро послѣ какого­нибудь тяжелаго упражненія, заставляютъ дѣтей сразу
   встрепенуться, пріободриться, охотнѣе приняться за работу и дѣйствуютъ
   цѣлесообразнѣе, чѣмъ суровое приказаніе или формальное требованіе. Не
   даромъ Жанъ­Поль­Рихтеръ говорить: „постарайтесь уже въ раннемъ дѣт­
   ствѣ засвѣтить въ ребенкѣ столько радости, ­чтобы впослѣдствіи никакое море
   слезъ не могло залить ее". Мрачное настроеніе бываетъ у тѣхъ дѣтей, къ
   которымъ воспитатели относятся черезчуръ строго и педантично, не дозволяя
   имъ вполне проявлять дѣтской радости и экспансивности, съ которыми слиш­
   комъ мало болтаютъ, возятся, шумятъ.     Сумрачныя дѣти встрѣчаются также
    и тамъ, гдѣ они съ раннихъ лѣтъ видятъ семейный разладъ, тамъ, гдѣ они
    начинаютъ преждевременно страдать и задумываться надъ неподходящими
    для ихъ возраста вопросами, или гдѣ ихъ съ раннихъ лѣтъ угнетаютъ не­
    посильная нужда и лишенія.
         Физическій трудъ, къ которому слѣдуетъ пріучать съ ранняго дѣтства,
    долженъ сдѣлаться потребностью организма и точно такъ же, какъ и умствен­
    ный трудъ, доставлять радость и удовольствіе. Для этого необходимо, пріучать
    ребенка копать на огородѣ грядки, сажать цвѣты и растенія, поливать ихъ,
    выпалывать ненужную траву, устраивать загородки для ухода и прирученія
    звѣрьковъ, дѣлать печки въ пригоркахъ, обкладывая ихъ кирпичами и кам­
    нями, въ которыхъ можно было бы иногда вскипятить молоко, сварить яйца,
    спечь картофель. Какое удовольстіе ребенку позавтракать картофелемъ и яйцами,
    приготовленными имъ въ сложенной имъ печкѣ! Для зимы воспитатели най­
    дутъ множество ручныхъ занятій, указанныхъ нами въ послѣднихъ гла­
    вахъ нашего труда. Но какія бы занятія вы ни предлагали ребенку, его
    одновременно и постепенно слѣдуетъ пріучать. обходиться безъ чужой помощи
    и помогать родителямъ и прислугѣ въ обыденной семейной жизни, но такъ,
    чтобы трудъ и помощь ребенка не обременяли его непосильною тяжестью и
    усталостью.
         Всѣ современные психіатры считаютъ физическій трудъ самымъ дѣйстви­
   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177