Page 172 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 172
— 156 —
приступаютъ къ новымъ шалостямъ, столь же важны для нихъ, какъ и сопро
вождающее ихъ движеніе" .
Воспитатели часто забываютъ, что удовольствіе, радость и веселье столь
же необходимы для дѣтской души, какъ свѣтъ и тепло для нѣжнаго растенія.
У особенно веселаго ребенка живая натура пробьется наружу сама собой, и
въ такомъ случаѣ веселье приходится только поддерживать, но болѣе вялаго
нужно пріучать, пріохочивать, подзадоривать къ веселымъ играмъ.
Веселый ребенокъ имѣетъ несравненно болѣе шансовъ, чѣмъ сумрачный
и меланхолическій, къ успѣшному и равномѣрному развитію физическихъ,
нравственныхъ и умственныхъ силъ. При этомъ нужно помнить, что радость
и веселье возвышаютъ, облагораживаютъ и согрѣваютъ душу. У веселаго ре
бенка болѣе сильно развиты потребность въ товариществѣ, желаніе подѣлиться
своими веселыми мыслями и планами хотя бы для того, чтобы всѣхъ разве
селить, заставить другихъ смѣяться; веселыя дѣти бываютъ и болѣе привѣт
ливы къ окружающимъ. Веселый ребенокъ имѣетъ обыкновенно и болѣе
общественную натуру, онъ въ болыпинствѣ случаевъ менѣе раздражите
ленъ, золъ, завистливъ и эгоистиченъ. Замѣчено также, что веселое на
строеніе въ высшей степени укрѣпляетъ нервы и развиваетъ въ ребенкѣ доб
рыя чувства. Бодрое, веселое настроеніе помогаетъ и успѣхамъ въ занятіяхъ:
такой ребенокъ обыкновенно болѣе понятливъ, способенъ и воспріимчивъ,
чѣмъ субъектъ характера сумрачнаго и меланхолическаго. Каждый; вѣроятно,
наблюдалъ, что даже самыя простыя слова учительницы, сказанныя весело и
бодро послѣ какогонибудь тяжелаго упражненія, заставляютъ дѣтей сразу
встрепенуться, пріободриться, охотнѣе приняться за работу и дѣйствуютъ
цѣлесообразнѣе, чѣмъ суровое приказаніе или формальное требованіе. Не
даромъ ЖанъПольРихтеръ говорить: „постарайтесь уже въ раннемъ дѣт
ствѣ засвѣтить въ ребенкѣ столько радости, чтобы впослѣдствіи никакое море
слезъ не могло залить ее". Мрачное настроеніе бываетъ у тѣхъ дѣтей, къ
которымъ воспитатели относятся черезчуръ строго и педантично, не дозволяя
имъ вполне проявлять дѣтской радости и экспансивности, съ которыми слиш
комъ мало болтаютъ, возятся, шумятъ. Сумрачныя дѣти встрѣчаются также
и тамъ, гдѣ они съ раннихъ лѣтъ видятъ семейный разладъ, тамъ, гдѣ они
начинаютъ преждевременно страдать и задумываться надъ неподходящими
для ихъ возраста вопросами, или гдѣ ихъ съ раннихъ лѣтъ угнетаютъ не
посильная нужда и лишенія.
Физическій трудъ, къ которому слѣдуетъ пріучать съ ранняго дѣтства,
долженъ сдѣлаться потребностью организма и точно такъ же, какъ и умствен
ный трудъ, доставлять радость и удовольствіе. Для этого необходимо, пріучать
ребенка копать на огородѣ грядки, сажать цвѣты и растенія, поливать ихъ,
выпалывать ненужную траву, устраивать загородки для ухода и прирученія
звѣрьковъ, дѣлать печки въ пригоркахъ, обкладывая ихъ кирпичами и кам
нями, въ которыхъ можно было бы иногда вскипятить молоко, сварить яйца,
спечь картофель. Какое удовольстіе ребенку позавтракать картофелемъ и яйцами,
приготовленными имъ въ сложенной имъ печкѣ! Для зимы воспитатели най
дутъ множество ручныхъ занятій, указанныхъ нами въ послѣднихъ гла
вахъ нашего труда. Но какія бы занятія вы ни предлагали ребенку, его
одновременно и постепенно слѣдуетъ пріучать. обходиться безъ чужой помощи
и помогать родителямъ и прислугѣ въ обыденной семейной жизни, но такъ,
чтобы трудъ и помощь ребенка не обременяли его непосильною тяжестью и
усталостью.
Всѣ современные психіатры считаютъ физическій трудъ самымъ дѣйстви