Page 173 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 173

— 157 —

   тельнымъ средствомъ для искорененія наклонности къ душевнымъ заболѣва­
   ніямъ. Къ тому же дитя, съ ранняго возраста занимаясь физическимъ тру­
   домъ, несомнѣнно будетъ съ болыпимъ уваженіемъ, интересомъ и любовью
   относиться къ простому люду и къ его труду вообще. Слѣдовательно, физи­
   ческій трудъ необходнмъ не только для здоровья, но онъ нредставляетъ
   важное средство для развитія въ душѣ человѣка гуманныхъ чувствъ, любви
   къ простому люду и интереса къ его трудовой жизни.
        Въ области моральной путемъ привычки можно тоже развить много
   хорошихъ качествъ. Послушаніе, имѣющее громадное воспитательное зна­
   ченіе, ничто ­иное, какъ результатъ навыковъ, извѣстнымъ образомъ на­
   правленныхъ съ ранняго дѣтства. Умѣнье пріучать дѣтей къ послушанію—
   первое звено въ безпрерывной цѣпи вліяній,         воспитывающихъ волю и
   характеръ. Только умѣнье подчинить волю ребенка своей волѣ даетъ воз­
   можность матери такъ или иначе дѣйствовать на него. Безъ этого умѣнья,
   безъ этой выдержки, безъ этой способности воспитателя никакое воспи­
   таніе немыслимо, и много вреда, много горя предстоитъ испытать самому
   питомцу и въ дѣтствѣ, и въ зрѣломъ возрастѣ, если онъ не былъ пріу­
   ченъ къ послушанію, много страха и безпокойства причинитъ онъ своимъ
   близкимъ; матери же придется пролить много горькихъ слезъ изъ­за его свое­
   волія, требовательности, самодурства, эгоизма, даже порочности, прямо выте­
   кающей изъ недостатка послушанія ребенка въ дѣтствѣ. Какъ бы страстно
   ни любила мать своего ребенка, сколько бы жертвъ ни приносила она ради
   его образованія, онъ даже въ зрѣломъ возрастѣ, будучи развитымъ и обра­
   зованнымъ человѣкомъ, не съумѣетъ ихъ достаточно оцѣнить, не будетъ пи­
   тать къ ней сыновней нѣжности, если только въ дѣтствѣ онъ не былъ прі­
   ученъ къ строгому послушанію. „Слабые родители не бываютъ особенно лю­
   бимыми и въ болыпинствѣ случаевъ воспитываютъ неблагодарныхъ дѣтей! "
   восклицаетъ одинъ извѣстный писатель, описывавпгій судьбу несчастной жен­
   щины, все принесшей въ жертву своему сыну и столкнувшейся впослѣдствіи
   съ его индиферентизмомъ и сухостью сердца. Изъ біографій многихъ пре­
   ступниковъ мы узнаемъ, что они, проклиная свою злосчастную судьбу, тол­
   кавшую ихъ съ молода на преступленія, болѣе всего обвиняли въ этомъ
   своихъ родителей, не умѣвшихъ останавливать ихъ въ дѣтствѣ отъ своеволія
   и не требовавшихъ отъ нихъ должнаго повиновенія.
         Родители въ болѣе или менѣе образованныхъ семьяхъ прекрасно пони­
   маютъ въ теоріи необходимость требовать отъ дѣтей послушанія, но не строго
   придерживаются этого правила на практикѣ: то у нихъ не хватаетъ для этого
   терпѣнія, то недостатокъ времени мѣшаетъ имъ прослѣдить до конца, выпол­
   нено­ли ихъ требованіе, то препятствіемъ для этого служитъ соображеніе,
    „что­де небольшая важность въ томъ, если разъ, другой ребенокъ ослушается...
   подростетъ, поумнѣетъ и самъ пойметъ, что требованіе было законно и кло­
   нилось къ его благу..." Послѣдняго­то именно и не бываетъ, такъ какъ по­
   слушаніе, болѣе чѣмъ какая бы то ни была склонность, развивается путемъ
   привычки, и вполнѣ добиваются ее лишь тѣ родители, которые всегда настаи­
   ваютъ на немедленномъ и точномъ выполненіи всѣхъ своихъ требованій. Но
   мы думаемъ, что и разсужденія родителей вродѣ вышеприведенныхъ и оправ­
   данія ихъ въ своей оплошности недостаткомъ времени, отчасти даже самая сла­
   бость въ этомъ отношеніи,—все это происходитъ въ болыпинствѣ случаевъ отъ
   того, что дѣтскому послушанію не придаютъ того, по истинѣ громаднаго, значе­
   нія, какое оно имѣетъ въ действительности, какъ для самихъ дѣтей, такъ и
   для родителей.
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178