Page 174 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 174
— 158 —
Ребенокъ начинаете предъявлять свои требованія очень рано, уже въ
первые мѣсяцы своей "жизни. Разумная мать, не желая изъза одного крика
дольше, чѣмъ слѣдуетъ, оставлять ребенка у груди, не обратится къ нему съ
объяснительною рѣчью въ такомъ родѣ: „я не. держу тебя на рукахъ долѣе,
чѣмъ это слѣдуетъ, чтобы ты не сдѣлалъ дурной привычки безъ нужды за
сыпать у груди, не хочу пріучить тебя капризничать. Этимъ ты разстроишь
свое, еще неокрѣшпее, здоровье, и притомъ на моихъ рукахъ твое тѣло
согрѣвается неравномерно и слишкомъ долго остается въ' неестественномъ
положеяіи". Почему ни одна мать не обратится съ тако.щ*рѣчь#) къ своему
младенцу? Это само собою понятно, —онъ Ничего не понимаете. Между
тѣмъ, когда ребенокъ начинаетъ болтать, многіе считаютъ неббходимымъ
объяснять ему причину каждаго своего отказа, каждаго требованія. Но ре
бенокъ и въ два, три и четыре года, въ болыпинствѣ случаевъ, не по
нимаете ни настоящей причины отказа, ни его мотива, ни самаго объ
ясневія, хотя бы оно было предложено ему, повидимому, въ самой элемен
тарной формѣ. Трехлѣтняя дѣвочка проситъ дать ей земляники, отъ которой
у нея только что была лихорадка: „Нельзя, дѣвочка, заболѣешь... Помнишь,
какъ тогда... головка болѣла... вся горѣла"... Но дѣвочка настаиваетъ и
плачетъ; объясненія матери для нея столь же вразумительны, сколько и выше
приведенная рѣчь для младенца: свою болѣзнь на прошлой недѣлѣ она, ко
нечно, забыла, да и тогда, сколько ей ни толковали объ этомъ, не могла
связать ее съ земляникою; надлежащее объясненіе этого явленія не понятно
будетъ и ребенку болѣе старшаго возраста. Между тѣмъ, въ громадномъ
болышшствѣ случаевъ, причину отказовъ и мотивы своихъ требованій роди
тели объясняютъ дѣтямъ въ такомъ родѣ. Трехлѣтній мальчикъ проситъ
пирожнаго, котораго не перевариваетъ егожелудокъ. Мать отказываетъ ему
въ просьбѣ, говоря: „Помнишь,—я тебѣ дала тогда, а у тебя животикъ за
болѣлъ... нельзя! Никакъ нельзя!" кончаетъ она уже рѣшительно. Если послѣ
того ребенокъ не настаиваетъ на своемъ желаніи, мать убѣждается, что онъ
понялъ ея объясненія и проникся ея доводами. Но это не вѣрно: въ послѣд
нихъ словахъ матери ребенку послышался рѣшительный отказъ, и онъ на
шелъ лишнимъ настаивать на своемъ желаніи. Здоровый ребенокъ рѣдко
помнитъ свои прошлыя болѣзни, и къ тому же ему очень трудно понять, что
пирожное, которое доставляетъ ему такое удовольствіе, растроиваетъ желу
докъ. Да и какъ можетъ онъ понять это', когда разстройство желудка далеко
не всегда происходитъ моментально послѣ вреднаго кушанья, и притомъ
оно вовсе не всегда сопровождается болями, а ребенокъ не въ силахъ понять
всей опасности для своей жизни частыхъ желудочныхъ разстройствъ. Какъ
бы ни защищалъ воспитатель необходимости объяснять ребенку мотивы дѣ
лаемыхъ ему отказовъ и предъявляемыхъ требованій, онъ непремѣнно со
знается, если только занимался воспитаніемъ маленькихъ дѣтей до школьнаго
возраста, что въ жизни ребенка, на каждомъ шагу, представляется масса,
случаевъ, когда рѣшительно невозможно вполнѣ понятно для ребенка объ
яснить причину отказа. Дѣти повинуются не вслѣдствіе полученныхъ объ
ясненій, а потому, что родители пріучили ихъ къ повиновенію въ тотъ мо
ментъ ихъ жизни, когда привычка имѣетъ неотразимое вліяніе, когда въ
первые годы жизни у ребенка существуете только одна обязанность—пови
новаться и подчиняться волѣ своихъ родителей. Совершенно справедливо го
ворите по этому поводу Мартэнъ („О воспитаніи характера"): „чтобы вни
кнуть въ вопросъ о послушаніи, нужно, не упуская изъ вида природы ре
бенка, спросить себя, существуетъ ли въ первые годы лучшее средство дѣй