Page 177 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 177

— 161 —

    носитъ „зя...зя", то есть нельзя; онъ желаетъ показать, что знаетъ, что этого
    нельзя трогать, и что онъ не коснется запрещеннаго плода.
         Если съ ребенкомъ поступаютъ послѣдовательно въ этомъ отношеніи,
    онъ уже къ полутора годамъ ознакомится съ обыденными предметами въ ком­
    натахъ своей квартиры и отлично умѣетъ отличить вещи, которыя ему даютъ
   въ руки, отъ тѣхъ, до которыхъ ему не дозволяютъ касаться. Но, конечно,
   это можетъ быть лишь при такой обстановкѣ, гдѣ нѣтъ болыпаго обилія
    украшеній и бездѣлушекъ: въ послѣднемъ случаѣ для этого потребуется не­
   сравненно больше времени. При этомъ слѣдуетъ замѣтить, что поступать выше
   означеннымъ образомъ, то есть систематично не дозволять ребенку трогать
   многихъ предметовъ, можно лишь въ томъ случаѣ, когда для развитія его
   органовъ чувствъ и для упражненія мускуловъ и членовъ, къ его услугамъ
   существуете много другихъ предметовъ, какъ напримѣръ мячики, шарики,
   кубики, колечки, гладкія палочки, различныя подходящія къ этому возрасту
   игрушки. (О томъ, какія игрушки наиболѣе полезны для дѣтей этого возра­
   ста, мы говоримъ ниже).
         Ребенокъ уже бѣгаетъ и много болтаетъ, — ему три ­четыре года. Въ
   этомъ возрастѣ его разсудокъ уже болѣе вступаетъ въ свои права, онъ болѣе
   развитъ, чѣмъ въ предыдущій періодъ, болѣе понимаетъ, но за то и болѣе
   шаловливъ. Не ослабляйте вашихъ требованій послушанія отъ него, но сораз­
   мѣряйте ихъ съ возрасіомъ ребенка, съ его развивающимися склонностями.
   Главная ошибка нѣкоторыхъ матерей состоитъ въ томъ, что онѣ на ребенка
   шести, семи­лѣтняго возраста продолжаютъ смотрѣть, какъ на „бебе"; у та­
   кого ребенка уже развивается гордость его лѣтъ, самолюбіе, а мать, не
   обращая вниманія на это, въ своихъ сношеніяхъ съ нимъ продолжаетъ упо­
   треблять тѣ же пріемы, которые возможны лишь для трехъ­четырехлѣт­
   няго, что безъ нужды оскорбляетъ дѣтское самолюбіе. На все свое время.
   Если до 3 —4­хъ лѣтъ вы систематично требовали повиновенія, у ребенка уже
   заложенъ прекрасный фундамента, выработано много хорошихъ навыковъ по­
   слушанія, и во второй періодъ его жизни отъ 4­хъ до 6—7 лѣтъ, остается
   вести это дѣло въ томъ же духѣ, но соображаясь съ болыпимъ проявленіемъ
   личности ребенка, съ болыпимъ его пониманіемъ; вамъ теперь иногда воз
   можно объяснить ребенку причину своего отказа, онъ уже кое что понимаетъ,
   но далеко не все... И въ такомъ случаѣ, даже и теперь, вамъ нерѣдко
   приходится требовать отъ него повиновенія безъ всякихъ объясненій. Слѣ­
   дуетъ помнить, что и шестилѣтній ребенокъ не можетъ еще самостоятельно
   управлять своими дѣйствіями. Вы не давали годовалому ребенку взять въ руки
   чашку, такъ какъ онъ могъ ее разбить, четырехлѣтнему вы уже можете по­
   ручить ее. Онъ не довольствуется этимъ и желаетъ нести подносъ съ посудою,—
   вы отказываете ему въ просьбѣ. „Почему же? вѣдь я не разбилъ чашки?" —
    „А на подносѣ много чашекъ и другая посуда". Многія матери замѣтятъ
   при этомъ: почему же наглядно не убѣдить его въ справедливости вашихъ
   словъ? Потому что дозволять можно только разумное, а не то, что приноситъ
   неудобства и ущербъ; къ тому же наглядная провѣрка въ законности вашего
   отказа можетъ быть очень часто и опасна для его жизни.        „Не подходи къ
   растопленной печкѣ", приказываетъ мать. „Я только простынку для куколки
   высушу". Маленькія дѣти безпрестанно просятъ мать дозволить имъ жечь са­
   харъ на свѣчкѣ, зажигать сургучъ, саички, топить воскъ, наливать изъ само­
   вара горячую воду. Вы дозволили ему это сдѣлать при себѣ и должны это
   иногда дозволять, когда ребенокъ подростетъ, но при своемъ надзорѣ, чтобы
   въ немъ постепенно выработать умѣнье обходиться съ подобными вещами;
                                                                          іііііііі
   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182