Page 182 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 182

— 166 —

  болѣе не нужно пренебрегать     этимъ   въ дѣтствѣ, когда она легче всего
  изощряется. Точно также и разнообразиыя привычки, которыя ничто иное,
  какъ та или другая форма памяти, пріобрѣтаются всего легче въ дѣтствѣ и
  юности.
       Существуютъ различные роды памяти: зрительная память,—дающая
  возможность легко запоминать все видѣнное: лица, мѣстности, явленія при­
  роды и т. п.; память звуковъ, память чиселъ, именъ, словъ; существуете также
  память идей, когда на человѣка болѣе всего производятъ впечатлѣніе тѣ или
  другія идеи, легко удерживаются       и  воспроизводятся,  механическая   па­
  мять—удерживающая болѣе всего внѣшніе факты, внѣшнія сочетанія пред­
  ставленій, память логическая—внутренній смыслъ ихъ сочетаній. На однихъ
  болѣе всего производятъ впечатлѣніе комбинаціи математическія, —такого сорта
  люди легче всего удерживаютъ ихъ въ памяти и затѣмъ такъ или иначе
  воспроизводя™ ихъ; другіе особенно легко запоминаютъ происшествія исто­
  рическія, политическія, соціальныя, нѣкоторые обладаютъ такою замѣчательною
  памятью звуковъ, что разъ или два прослушавъ оперу или музыкальную пьесу,
  воспроизводятъ ее на память на скрипкѣ, фортепіано, віолончели или на
  какомъ нибудь другомъ музыкальномъ инструментѣ. Существуютъ художники,
  которые съ необыкновенною точностью пишутъ портреты лицъ, однажды въ
  жизни ими встрѣченныхъ; другіе—съ малѣйшими деталями воспроизводятъ
  на полотнѣ однажды видѣнную ими мѣстность, развалины, то или другое
  зданіе. Рядомъ съ этими фактами, указывающими на необыкновенное пре­
  обладаніе того или другаго рода спеціальной памяти, существуетъ множе­
  ство указаній и на то, что та или другая специальная память совершенно
  отсутствуете. Наконецъ человѣкъ можете въ совершенствѣ обладать тою или
  другою специальною памятью и въ самой ничтожной степени владѣть осталь­
  ными родами памяти. Можно также вовсе не обладать ни однимъ родомъ
  спеціально развитой памяти, но имѣть способность надолго сохранять и легко
  воспроизводить впечатлѣнія отъ всего видѣннаго, слышаннаго и прочитаннаго,
  удерживать   въ памяти    наиболѣе существенное и притомъ        равномѣрно,
  какъ изъ области внѣшнихъ представленій, такъ и изъ области интеллекту­
  альной. Въ отличіе отъ остальныхъ, этого рода память можно назвать разно­
  стороннею или многообъемлещею, такъ какъ она обладаетъ многими разно­
  образными представленіями и потому то она, преимущественно иередъ всѣми,
  наиболѣе желательна. Однако очень часто, какъ среди школьниковъ, такъ и
  среди взрослыхъ, наименѣе развитые и наиболѣе ограниченные обладаютъ
  прекрасною памятью, но въ такомъ случаѣ обыкновенно лишь чисто меха­
  ническою и ужъ никакъ не памятью идей и не такою, которую принято "
  называть многостороннею или многообъемлещею.
       Мы уже знаемъ, что чѣмъ болѣе человѣкъ подвигается къ старческому
  возрасту, тѣмъ болѣе слабѣетъ его память; очень многіе и въ молодости вне­
  запно теряютъ ее, но это бываетъ въ патологическихъ случаяхъ; однако не
  мало въ высшей степени иителлигентныхъ людей, которые жалуются на сла­
  бость памяти. Этотъ недостатокъ чрезвычайно тормозитъ успѣшность работы
  въ сферѣ умственной дѣятельности.
       Слабое развитіе памяти зависите отъ самыхъ разнообразныхъ условій:
  иногда отъ органическихъ свойствъ мозга, чаще же всего отъ плохаго вос­
  питанія.
       У дѣтей прежде всего развивается память на имена, слова, числа, на
  названіе предметовъ, на простое затверживаніе наизустъ басенъ и различ­
  пыхъ отрывковъ изъ области прозы и поэзіи, однимъ словомъ, память меха­
   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187