Page 178 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 178

— 162 —

  если ребенокъ послушенъ, онъ и не будетъ этого дѣлать въ вашемъ отсут­
   ствіи.
        Выработать въ ребенкѣ привычку къ самосохраненію воспитатель тоже
   можетъ путемъ привычки къ послушанію, а никакъ не объясненіями. Малень­
  кій ребенокъ не можетъ понимать опасности для своей жизни отъ обжоговъ
  кипяткомъ и огнемъ, быстрой воспламеняемости отъ огня легкаго платья и
   многаго другаго, и тутъ, чтобъ уберечь его, единственно возможное,— съ пер­
   выхъ лѣтъ жизни ребенка развить въ немъ послушаніе, вѣру въ воспитателей,
   вмѣстѣ съ тѣмъ постоянно упражняя его умственныя способности.
        Но воспитатель не долженъ обременять ребенка ненужными и непосиль­
   ными требованіями: и безъ нихъ суіцествуетъ множество обязанностей, на
   исполненіи которыхъ необходимо настаивать твердо и неуклонно, иначе изъ
   ребенка выйдетъ неустойчивое, дряблое, никуда негодное существо, неспо­
   собное выполнять самыхъ священныхъ      обязанностей семьянина и      гражда­
   нина.
        Послушаніе одно изъ самыхъ могущественныхъ средствъ для воспитанія
   характера и укрѣпленія воли. Ребенку мѣшаютъ сдѣлать то, что ему вдругъ
   захотѣлось, отъ чего онъ ожидалъ для себя удовольствія, къ чему побуждали
   его инстинкты, и ему приходится сдѣлать надъ собою усиліе, весьма значи­
   тельное для размѣровъ его слабыхъ силъ... Тѣмъ лучше, тѣмъ болѣе зака­
   ляется онъ, тѣмъ прочнѣе окрѣпнетъ опъ нравственно, тѣмъ болѣе силы воли
   пріобрѣтаетъ онъ для перенесенія отказовъ, тѣмъ болѣе привыкаетъ онъ дѣлать
   не то, что хочется, а то, что слѣдуетъ, а вмѣстѣ съ этимъ нѣжнѣе и сильнѣе
   привязывается къ родителямъ. Чѣмъ болѣе дѣти приносятъ жертвъ родите­
   лямъ и выполняютъ ихъ требованій, чѣмъ менѣе они избалованы, чѣмъ болѣе
   была въ дѣтствѣ дисциплинирована ихъ воля, закаленъ ихъ характеръ, тѣмъ
   болѣе мужественными выходятъ они, тѣмъ крѣпче и нѣжнѣе привязаны къ
   родителямъ. Чѣмъ болѣе въ дѣтствѣ ребенокъ оказываетъ повиновенія (если
   только его не требовали изъ любви къ искусству или рабскаго подчиненія,
   не дрессировали, какъ собаченку), тѣмъ болѣе энергичнымъ борцомъ оказы­
   вается онъ въ общественной дѣятельности, такъ какъ въ дѣтствѣ ему предо­
   ставлено было широкое поле для упражненія энергіи и силы своего харак­
   тера. Наконецъ только тотъ, кто умѣлъ въ дѣтствѣ повиноваться, можетъ
   впослѣдствіи разумно повелѣвать другими, какъ вполнѣ справедливо гласитъ
   всесвѣтная народная мудрость. Непослушныя дѣти всегда бываютъ своевольны,
   капризны, нервны, что постепенно ослабляетъ ихъ жизненную энергію, вредно
   вліяетъ на здоровье и говоритъ о слабости и дряблости ихъ родителей.
        Для болѣе успѣшнаго навыка ребенка къ послушанію необходимо, чтобы
   требованія, приказанія и запрещенія были последовательными, то есть разъ
   безусловно запрещенное никогда не должно быть допускаемо при одинако­
   ковыхъ обстоятельствахъ. Это правило необходимо соблюдать въ полной непри­
   косновенности. Отступая отъ него, хотя по временамъ, родители не имѣютъ
   ни малѣйшаго нравственнаго права оправдывать себя чѣмъ бы то ни было:
   ни своею слабостью, ни приставаніями ребенка, ни недостаткомъ времени,
   ни своею нѣжностью и любовью къ нему. Не вполнѣ серьезное и строгое
   отношеніе къ этому правилу подрываетъ родительскій авторитета и разви­
   ваетъ въ характерѣ ребенка хитрость, фальшивую нѣжность, актерство, не­
   искренность. Подмѣтилъ ребенокъ, что вы отмѣнили непріятное для него
   рѣшеніе вслѣдствіе его нѣжности къ вамъ, и онъ удвоиваетъ ее въ слѣдую­
   щій разъ: если, по его мнѣнію, причиною этому послужили его слезы, онъ
   постарается пролить цѣлые потоки ихъ, а пока не научился проливать слезы,
   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183