Page 181 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 181

— 165 —

   ній или вслѣдствіе усиливающейся работы мозга съ каждымъ днемъ все бо­
   лѣе развивающагося ребенка, тѣмъ не менѣе невѣроятно, чтобы множество
   первоначальныхъ впечатлѣній, давшихъ пищу сложнымъ процессамъ двухъ­
   трехъ первыхъ лѣтъ жизни ребенка, не играли никакой роли въ совокуп­
   ности мозговыхъ отправленій его послѣдующей жизни. Въ подтвержденіе вы­
   сказаннаго можно сослаться на множество фактовъ. Господинъ Ц. отправ­
   ляется на родину, которую онъ оставилъ съ дѣтства. Далеко не доѣзжая
   до дому, онъ сворачиваетъ къ родственнику, въ мѣстность, гдѣ, какъ ему
   говорили, онъ. никогда не бывалъ въ дѣтствѣ. Осматривая комнаты дома,
   Ц. вдругъ припоминаете, что видѣлъ ихъ и въ подтвержденіе этого гово­
   рите, что далѣе идетъ маленькая угловая комната, въ которой на шкапу
   стояла большая деревянныя кукла, изображавшая господина въ шляпѣ. Когда
   снизу тянули свурокъ, прикрѣпленный къ этой куклѣ, господинъ снималъ
   шляпу и улыбался. Эту куклу ему показывала какая­то старушка въ чепцѣ,
   лобъ которой былъ всегда перевязанъ бархаткой. Угловая комната дѣйстви­
   тельно оказалась, но въ ней не было куклы, и родственникъ Ц. продолжалъ
   настаивать на томъ, что онъ Ц. не могъ бывать въ этомъ домѣ, такъ какъ
   хозяйка умерла чуть ли не раньше его рожденія, и его родители никогда
   не возили его въ эту мѣстность. Но воспоминаніе дѣтства Ц. не обмануло его и,
   пріѣхавъ къ матери, онъ сталъ разспрашивать ее о фактѣ, который его такъ
   заинтересовалъ. Дѣйствительно оказалось, что мать Ц., передъ смертью хо­
   зяйки означеннаго дома, которая всегда на лбу носила бархатку, чтобы скрыть
   шрамъ, возила его къ ней нѣсколько разъ,—она и показывала ему куклу съ
   механизмомъ, очень его тогда заинтересовавшимъ: ему было тогда два. года
   отъ роду.
        Вообще впечатлѣнія сильныя или необыкновенныя изъ этого возраста
   жизни вспоминаются впослѣдствіи многими. Одинъ писатель вспоминаетъ че­
   ловѣка суроваго вида, которымъ его стращали; другой, будучи взрослымъ,
   не только съ точностью описалъ отцу внѣшность старосты, который служилъ
   у нихъ въ имѣніи, когда ему было два съ половиною года, но и его жесты и
   мимику. Такихъ примѣровъ можно привести множество, и всѣ они говорятъ
   о томъ, что мѣстность, обстановка, люди и рѣзкія черты ихъ характера не
   совсѣмъ утрачиваются изъ памяти дѣтей даже моложе трехлѣтняго возраста.
   Между тѣмъ многіе родители, разсчитывая на безпамятность маленькихъ дѣ­
   тей и на ихъ сравнительно ничтожное развитіе, говорятъ и дѣлаютъ въ ихъ
   присутствіи вещи, которыя бы они не допустили, если бы прониклись созна­
   ніемъ, что многія явленія окружающей жизни, даже и въ этотъ первона­
   чальный возрастъ, оставляютъ на дѣтей неизгладимое впечатлѣніе.
        Память совершенствуется упражненіемъ. Дѣти заучиваютъ на память
    очень многое быстро и легко. Выстрѣе и легче всего совершенствуется она
   въ самомъ раннемъ возрастѣ, когда умственныя силы ребенка не растрачены
   еще на высшія отправленія, слѣдовательно въ то время, когда простой про­
   цессъ воспріятія происходитъ безпрепятственно, что бываетъ въ тотъ періодъ
   жизни, когда кровь быстро течетъ по жиламъ, и когда она хорошаго каче­
   ства. Напротивъ, когда кровь течетъ медленнѣе, когда она не обладаетъ ма­
   теріалами, необходимыми для безпрепятственнаго обмѣна веществъ, слѣдова­
   тельно, у пожилыхъ людей и стариковъ, память быстро слабѣетъ; точно
   также чѣмъ болѣе дряхлѣетъ человѣкъ, тѣмъ болѣе теряетъ онъ живость въ
   воспріятіи впечатлѣній, что собственно составляете главную основу памяти.
         Такъ какъ память имѣетъ громадное значеніе для всей жизни человѣка,
   то развитіемъ ея слѣдуетъ заниматься въ продолженіе всей жизни, а тѣмъ
   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185   186