Page 185 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 185

— 169 —

   Но самымъ роковымъ образомъ вліяютъ на память душевныя потрясенія (что
   уже несравненно болѣе зависитъ отъ воспитателей), какъ, напримѣръ, страхъ,
   испугъ, безпокойство, огорченіе, и потому слѣдуетъ, по возможности, обере­
   гать дѣтей отъ всякихъ душевныхъ волненій. При упражненіяхъ памяти не
   безполезно знать также и то, что она „лучше утромъ, чѣмъ вечеромъ; лѣ­
   томъ лучше, чѣмъ зимой; на югѣ лучше, чѣмъ на сѣверѣ". (Корсаковъ, „Бо­
   лѣзненныя разстройства памяти и ихъ діагностика").
        Привычка играетъ огромную роль въ развитіи вниманія, имѣющаго въ
   высшей степени важное значеніе.    Учителя и учительницы, которымъ прихо­
   дилось заниматься въ средне­учебныхъ заведеніяхъ и въ элементарныхъ шко­
   лахъ, знаютъ по опыту, какъ вредно дѣйствуетъ на успѣшность занятій не­
   достатокъ вниманія, которымъ страдаетъ большинство дѣтей. Этотъ недоста­
   токъ такъ распространенъ главньшъ образомъ потому, что развивать внима­
   ніе дѣтей слѣдуетъ съ очень ранняго возраста, еще до школы, а у насъ, въ
   громадномъ болыпинствѣ семей, не сознаютъ еще необходимости этого. Между
   тѣмъ, если до школьнаго возраста ребенокъ не пріобрѣтетъ навыка быть вни­
   мательнымъ, то и въ школѣ ему трудно будетъ напрягать свое вниманіе.
   Такому ученику придется дѣлать большія усилія, чтобы не отставать отъ
   товарищей или всѣ предметы курса брать исключительно памятью.
        Всѣ извѣстные педагоги­практики и психологи придаютъ развитію вни­
   манія громадное значеніе. Локкъ замѣчаетъ по этому поводу: „въ высшей
   степени важно пріобрѣсти власть надъ вниманіемъ, но я не могу указать
   другаго средства для этого, какъ частымъ упражненіемъ вниманія пріобрѣсти
   навыкъ къ нему".
        Прекрасное понятіе о значеніи вниманія даетъ Гюйо (Education et
   Heredite): „Въ культурѣ вниманія заключается весь секретъ        „дрессировки
   ума". Вниманіе группируешь идеи и представления такимъ образомъ, что всѣ
   онѣ нриходятъ во взаимную связь по логическому или эстетическому сход­
   ству. Невнимательность, напротивъ, состоитъ въ томъ, что идеи и представ­
   ленія являются отрывочно и гибнутъ, не успѣвъ вызвать прочной группировки.
   Вниманіе, стало быть, есть столько же вопросъ естественной способности,
   сколько и метода преподаванія. Привыкнуть быть внимательными значитъ
   пріучиться связывать идеи между собою, пріучиться располагать ихъ систе­
   матично.
         „Вниманіе есть порядокъ и честность мысли. Все дѣло въ томъ, чтобы
   не давать идеямъ разрываться, связывать ихъ кончики, какъ это дѣлаетъ
   ткачъ съ разорванной ниткой. Есть, правда, умы, въ которыхъ нитки рвутся
   безпрестанно, но при маленькомъ усиліи даже и эти умы могутъ связывать
   разорванные концы, —это вопросъ воли.
         „Вниманіе является такимъ образомъ въ видѣ элементарной нравствен­
   ности, нравственности интеллекта, искусства честно вести себя въ дѣлахъ
   разума", (пер. Толстой, стр. 174).
        Отсутствіе вниманія въ высшей степени вредно отражается не только на
   умственномъ развитіи, но и на нравственности: человѣкъ разсѣянный не въ
   состояніи остановить свое вниманіе на томъ или другомъ предметѣ, на той или
   другой мысли, не можетъ направить его по своему усмотрѣнію, слѣдовательно,
   не можетъ управлять ни собою, ни своими чувствами и мыслями.
         Такой субъектъ, даже при извѣстныхъ природныхъ дарованіяхъ, врядъ­ли
   можетъ взять на свою отвѣтственность серьезную умственную работу и обыкно­
   венно не способенъ добросовѣстно выполнять даже свои элементарныя обязан­
   ности, а слѣдовательно будетъ нерѣдко вредить себѣп другимъ. Недостатокъ
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190