Page 186 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 186

— 170 —

   вниманія сказывается большими пробѣлами въ знаніяхъ и въ умственномъ
   развитіи. Изъ сказаннаго ясно, какое важное значеніе имѣетъ вниманіе. Нужно
   помнить, что вниманіе точно такъ я^е, какъ и память, какъ и всякая другая
   душевная деятельность, неразрывно связано съ остальными душевными силами,
   такъ какъ душевная жизнь человѣка, со всѣми психическими силами, пред­
   ставляетъ нѣчто цѣлое и единое. Вслѣдствіе этого вниманіе всегда идетъ рука
   объ руку съ другими душевными явленіями и не можетъ развиваться независимо,
   самостоятельно и отдѣльно отъ нихъ. Такимъ образомъ на развитіе вниманія
   оказываютъ вліяніе очень многія физическія, моральныя и интеллектуальныя
   силы. Такъ какъ вниманіе обнимаетъ собою обширную сферу психическихъ
   явленій, играетъ выдающуюся роль въ душевной и умственной жизни, то
   прежде чѣмъ говорить о развитіи этого свойства, считаемъ необходимымъ
   выяснить, насколько это нужно для цѣли нашего труда, что такое вниманіе
   вообще.
        Обыденное значеніе этого слова понимаетъ, конечно, каждый, но не
   есякій можетъ представить себѣ, какая масса душевныхъ силъ и явленій свя­
   зана съ нимъ, и еще труднѣе опредѣлить границу вниманія, гдѣ оно начи­
   нается и гдѣ кончается. Вниманіе обнимаетъ собою всѣ ступени —отъ мимо­
   летнаго вниманія, удѣленнаго блестящему предмету, подвернувшемуся на
   глаза, внезапному шуму, чириканью маленькой птички, и кончая состояніемъ
   полнаго поглощенія всего нашего существа занимающимъ насъ предметомъ.
   Однимъ словомъ, въ высшей степени трудно указать хотя на одну форму
   проявленія психической дѣятельности, въ которой отсутствовало бы участіе
   вниманія, въ которой бы оно не играло болѣе или менѣе существенной роли.
        Вниманіе бываетъ непроизвольное, вызываемое аффективнымъ состояніемъ,
   и вниманіе произвольное, которое есть результата воспитанія, дрессировки, увле­
   ченія чѣмъ­либо. Но произвольное вниманіе составляетъ не противоположность
   непроизвольному, а одно цѣлое съ нимъ: одно часто вытекаетъ изъ другаго,
   одно изъ другаго развивается. Указать точную границу, гдѣ кончается не­
   произвольное вниманіе и откуда начинается произвольное, невозможно, такъ
   какъ одно очень часто переходитъ въ другое.
        Однако, не смотря на это, та и другая форма вниманія имѣетъ свои
   характерные признаки. Какъ человѣкъ, такъ и животное непроизвольно обра­
   ращаетъ вниманіе только на то, что его наиболѣе поражаетъ,          удивляетъ
   безъ какого бы то ни было усилія съ его стороны. Такъ, напримѣръ,
   праздношатающійся зѣвака вдругъ останавливается, какъ вкопанный, и не­
   подвижно смотритъ, иногда даже съ открытымъ ртомъ, на несущуюся мимо
   элегантную карету и разукрашенныхъ лошадей, въ оригинальной упряжи.
   Неожиданно ударилъ колоколъ, и человѣкъ невольно поднимаетъ голову и
   прислушивается. Равнодушно пропуская проходящую толпу, ваше вниманіе
   вдругъ останавливается на субъектѣ, поразившемъ васъ своею оригинальною
   одеждой, фигурою, характернымъ типомъ лица,—все это вниманіе непроиз­
   вольное. Но когда наступаетъ моментъ, что вы употребляете какое бы то ни
   было усиліе лучше разсмотрѣть, вникнуть, разслышать, — это уже служитъ
   признакомъ того, что вниманіе измѣнило свой характеръ, что оно сдѣлалось
   произвольнымъ. Такимъ образомъ присутствіе воли, даже неболыпаго усилія—
   характерная черта произвольная вниманія, тогда какъ непроизвольное вни­
   маніе совершается безъ всякихъ усилій. Произвольное вниманіе недоступно
   ни очень маленькимъ дѣтямъ, ни дикарямъ, ни животнымъ, за исключеніемъ
   дрессированныхъ. Наблюдая ребенка, можно замѣтить, когда онъ находится
   подъ вліяніемъ непроизвольнаго вниманія. Въ такихъ случаяхъ если какой
   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191