Page 170 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 170

— 154 —

   чтобы давать знаніе учащимся, а еще болѣе на развитіе привычки, любви
   и охоты къ труду, такъ какъ можно получить кое­какія свѣдѣнія изъ често­
   любія и самолюбія, но въ то же время не имѣть ни малѣйшаго трудоваго
   закала и послѣ школы бросать всякія занятія.
        Однако не только для здоровья, но и для умственнаго развитія ребенка
   вредно, если его вкусы, склонности и привычки исключительно направлены
   къ труду въ сферѣ умственной. Такое одностороннее развитіе рано или поздно
   непремѣнно даетъ себя чувствовать. Воспитаніе можно назвать разумнымъ
   только тогда, вогда оно направлено сообразно съ природою человѣка, то
   есть когда физическія, моральныя и интеллектуальныя силы ребенка разви­
   ваются равномѣрно.
        Трудъ можетъ быть физическій и умственный, и какъ тотъ, такъ и
   другой преимущественно развивается путемъ привычки. Развитію трудовыхъ
   привычекъ въ сферѣ умственной мы ниже посвящаемъ нѣсколько главъ, и
   потому здѣсь мы остановимся лишь на трудѣ физическомъ, соотвѣтственномъ
   дѣтскому возрасту.
        Физическій трудъ есть не только лучшее средство для физическаго раз­
   витія ребенка, но столь же необходимъ онъ для развитія умственнаго и нрав­
   ственнаго. Духъ и тѣло связаны между собой самымъ неразрывнымъ обра­
   зомъ. Впрочемъ, каждый можетъ на самомъ себѣ провѣрить справедливость
   этой истины: наше душевное настроеніе совершенно различно, смотря по
   тому, сыты мы или голодны, здоровы или больны, устали или только что
   пробудились послѣ сна. Сильное физическое утомленіе парализуетъ память,
   вліяетъ вообще на психическія отправленія: въ болѣзненномъ состояніи чело­
   вѣкъ менѣе сдержанъ и справедливъ, болѣе капризенъ и придирчивъ.
        Для физическаго развитія теперь повсюду вводятъ гимнастику для сред­
   неучебныхъ заведеній, но мы скажемъ нѣсколько словъ лишь о домашней
   гимнастикѣ, которыхъ существуетъ теперь безконечное множество и при
   томъ самыхъ разнообразныхъ типовъ. Къ этимъ гимнастикамъ должно отно­
   ситься съ крайнею осторожностью, и мы бы не совѣтывали пріобрѣтать ее,
   не заручившись разрѣшеніемъ опытнаго дѣтскаго врача, который, прежде чѣмъ
   дозволить ее маленькому ребенку изслѣдуетъ его сердце, легкія, обратить
   серьезное вниманіе на развитіе его грудной клѣтки, ногъ, рукъ и всего ор­
   ганизма. Но и въ случаѣ разрѣшенія гимнастики опытнымъ врачемъ, слѣ­
   дуетъ осторожно пользоваться ею и не давать дѣтямъ цѣлыми днями преда­
   ваться гимнастическимъ упражненіямъ, какъ это обыкновенно бываетъ на
   первыхъ порахъ, пока гимнастика представляетъ для дѣтей любопытную но­
   винку. Вслѣдствіе слишкомъ частаго и сильнаго возбужденія гимнастическими
   движеніями, у слабыхъ дѣтей дѣлается усиленное сердцебіеніе и является
   внезапная слабость.
        Пріобрѣтеніе знаній въ средне­учебныхъ заведеніяхъ, начиная съ сред­
   нихъ классовъ, а тѣмъ болѣе послѣдующія умственныя занятія не слѣдуетъ
   превращать въ веселое времяпрепровожденіе. Занятія должны живо интере­
   совать юношу, возбуждать его любознательность, но это еще не значитъ, что изъ
   умственныхъ занятій слѣдуетъ устраивать что­то необыкновенно увеселительное.
   Нужно помнить, что въ каждомъ умственномъ трудѣ много черновой работы и
   необходимо пріучать постепенно ее осиливать. Но для дѣтей до школъжго возраста
   и въ маленькихъ классахъ въ школѣ, всѣ занятія, упражненія, бесѣды съ ними,
   физическій трудъ, предлагаемый имъ, скажу даже болѣе—игра и отдыхъ
   только тогда принесутъ истинную пользу, то есть будутъ укрѣплять здоровье
   и развивать интеллектуальныя силы, если они доставляютъ дѣтямъ удоволь­
   165   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175