Page 165 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 165

— 149 —

   примѣръ нянею или отцомъ, разговаривающими съ ребенкомъ не менѣе ма­
   тери. Отвыкать отъ недостатковъ въ произношеніи и выговорѣ, полученныхъ
   въ дѣтствѣ, очень трудно. Различные недостатки въ говорѣ пріобрѣтаются
   дѣтьми и самостоятельно: ребенокъ начинаетъ сюсюкать, шепелявить, какъ
   нибудь комично выговаривать то или другое слово. Не слѣдуетъ настаивать
   и добиваться во чтобы то ни стало, чтобы ребенокъ немедленно правильно
   произнесъ его: это можетъ быть для него очень затруднительно, а часто и не­
   возможно; но и самимъ воспитателямъ не слѣдуетъ подражать ребенку въ ко­
   верканіи словъ, а называть предмета отчетливо и правильно. Многіе родители,
   напротивъ, приходятъ въ такой восторгъ отъ исковерканнаго ребенкомъ слова,
   чтовводятъ его въ употребленіе. Ребенокъ вмѣсто Марина говорить: „Маляна",
   вмѣсто собака— „сокапа", молоко называетъ „бо", и всѣ окружающіе въ про­
   долженіе нѣсколькихъ лѣтъ, разговаривая съ ребенкомъ, коверкаютъ эти слова.
   „Хочешь „бо"? вмѣсто „хочешь молока"? „Авотъи „Маляна" пришла"! вмѣсто
   „Марина". Многія неправильности и недостатки въ говорѣ, обнаруженные
   ребенкомъ въ первые годы жизни, такъ и остаются навсегда, отъ нѣкоторыхъ
   онъ избавляется, когда подростаетъ и когда надъ нимъ начинаютъ подсмѣи­
   ваться, но слѣдуетъ, чтобы и родители не проявляли любви своей къ дѣтямъ
   такъ неумно. Въ коверканіи словъ родителями выражается несомнѣнно ихъ
   неудержимый восторгъ передъ прелестнымъ лепетомъ ихъ малютокъ, желаніе
   доставить этимъ удовольствіе ребенку, желаніе снизойти до его уровня, но
   имъ слѣдуетъ себя сдерживать и, доставляя удовольствіе дѣтямъ, не прино­
   сить имъ вреда, стоять всегда и во всемъ на высотѣ своего призванія. Въ
   большинстве случаевъ ребенокъ, когда уже начинаетъ нѣсколько говорить,
   произноситъ изъ цѣлаго слова одинъ какой нибудь слогъ, первый или по­
   слѣдній, смотря потому, какой изъ нихъ наиболѣе соотвѣтствуетъ его голосо­
   вому аппарату, замѣняя при этомъ трудныя для произношенія буквы болѣе
   легкими, такъ, напримѣръ, сапоги ребенокъ называетъ „ки" (мѣняя г въ я),
   или „паки" (вмѣсто „поги"); въ словахъ: кофе, Дуня, Таня они обыкновенно
   произносятъ первый или второй слогъ. Но и въ этихъ случаяхъ, мать дого­
   давшись, о чемъ онъ говорить, должна какъ собственныя имена, такъ суще­
   ствительныя и глаголы (къ другимъ частямъ рѣчи ребенокъ обыкновенно
   переходить позже) называть надлежащимъ образомъ.
        Правильное развитіе рѣчи такъ важно, что мы считаемъ необходимымъ
   сказать по этому поводу хотя нѣсколько словъ. Самыя первыя буквы, кото­
   рыя мы слышимъ въ плачѣ новорожденнаго младенца, это—гласныя: у, а;
   ихъ онъ обыкновенно произноситъ вмѣстѣ, когда кричитъ: уа, уа. Но вотъ
   ребенокъ подростаетъ, впервые останавливаетъ свое вниманіе на предметѣ,
   начинаетъ улыбаться и ворковать; тутъ онъ произноситъ тѣ же буквы, только
   отдѣльно другъ отъ друга: у.... у.... а.... а.... Мало по малу къ нимъ присое­
   диняются и согласныя, и изъ нихъ прежде всего губныя: б, м. Когда вы слы­
   шите м, голосовыя мышцы ребенка обыкновенно уже достаточно окрѣпли,
   такъ какъ для произношенія этой буквы ему приходится съ нѣкоторой силой,
   при сжатыхъ губахъ, вытолкнуть воздухъ. Послѣ этого ребенокъ начинаетъ
   произносить и цѣлое слово „мама"... „папа". За этими первыми словами еще
   не тотчасъ развивается говоръ; тутъ слѣдуетъ еще довольно большой проме­
   жуток^ во время котораго ребенокъ пробуетъ свои силы надъ болѣе трудными
   гласными и согласными. Впрочемъ, согласныя: к, которую дѣти замѣняютъ
   буквою т, р—буквою л, а также буквы: щ, ф—такъ трудны для произноше­
   нія дитяти, что онъ, часто научившись уже нѣсколько болтать, совсѣмъ игно­
   рируетъ ихъ въ словахъ или замѣняетъ ихъ произвольно болѣе легкими для
   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170