Page 161 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 161

— 145 —

   органовъ чувствъ дитяти, такъ и его организма вообще не входитъ въ
   программу нашей книги, и потому мы переходимъ къ упражненіямъ органа
   слуха.
        Въ упражненіяхъ этого рода первую роль играетъ —развитів умѣнья
  прислушиваться къ шумамъ и звукамъ природы, къ различнымъ музыкаль­
   нымъ инструментам^ къ пѣснямъ, къ звукамъ и голосамъ животныхъ, а также
   къ шумамъ и звукамъ, издаваемымъ различными предметами. Мать должна
   заставлять ребенка прислушиваться, когда громъ гремитъ, вѣтеръ воетъ и
   свиститъ, корова мычитъ, собака лаетъ, кошка мяукаетъ, пѣтухъ выкрики­
   ваетъ своё ку­ку­реку, кукушка кукуетъ, курица клохчетъ, лошадь ржетъ,
   муха жужжитъ, сверчекъ стрекочетъ; пусть онъ прислушивается и къ жур­
   чанію ручейка, и къ завыванію бури и пріучается отличать пѣніе одной
   птички отъ другой, узнавать звукъ, издаваемый тѣмъ или другимъ металломъ,
   камнемъ. Если воспитательница можетъ играть на какомъ нибудь музыкаль­
   номъ инструментѣ и обладаетъ хотя, небольшимъ голосомъ и музыкальнымъ
   слухомъ, пусть напѣваетъ и паигрываетъ своему ребенку несложныя аріи и
   пѣсенки.  Несомнѣнно, ребенокъ долго не будетъ понимать ни словъ пѣсни,
   ни звуковъ мелодіи, но, постоянно прислушиваясь къ гармоничиымъ звукамъ
   музыкальнаго инструмента и человѣческаго голоса, онъ, по привычкѣ къ ме­
   лодичнымъ звукамъ и изъ подражательности — этой характерной черты дѣт­
   ской природы, самъ начнетъ подтягивать своимъ дѣтскимъ голосомъ пѣсенку
   или мелодію, что въ высшей степени развиваетъ слухъ ребенка, а вмѣстѣ съ
   тѣмъ и его эстетическое чувство и пробуждаетъ въ немъ любовь къ музыкѣ.
        Для развитія слуха полезно также пріучать ребенка слушать пѣніе,
   игру, разговоръ, чтеніе (разумѣется, когда это дѣлается уже доступнымъ его
   возрасту) постепенно все на болѣе далекомъ отъ него разстояніи: такимъ
   образомъ слухъ будетъ напрягаться, а вмѣстѣ съ этимъ и упражняться.
        Во время серьезныхъ дѣтскихъ заболѣваній, особенно въ случаяхъ сып­
   ныхъ болѣзней, а также тифа, дифтерита и ангины, горло часто бываетъ
   поражено, а такъ какъ оно находится въ тѣсной связи съ слуховыми орга­
   нами, то въ такихъ случаяхъ мать должна наблюдать, не пострадалъ ли слухъ
   ребенка. Слѣдуетъ обращать вниманіе и на то, что частые насморки очень
   вредно отзываются на слухѣ, такъ какъ слуховые органы находятся въ тѣс­
   ной связи не только съ горломъ, но и съ носовою полостью.
        Какъ плохо развитое зрѣніе, такъ и плохой слухъ вредно отзываются
   на школьныхъ занятіяхъ ребенка: школь никъ не все видитъ и слышитъ, что
   дѣлается въ классѣ, и эти недостатки печально отзываются на умственномъ
   и нравствеиномъ развитіи всей жизни. Чѣмъ менѣе развитъ слухъ у чело­
   вѣка, чѣмъ болѣе страдаютъ его слуховые органы, тѣмъ менѣе можетъ онъ
   наслаждаться музыкой, пѣніемъ, театральными представленіями, публичными
   лекціями, даже обществомъ себѣ подобныхъ.
        Въ области осязанія привычка имѣетъ самое могущественное значеніе:
   упражненіемъ слѣпые доводятъ органъ осязанія до изумительной тонкости и
   совершенства. Съ помощью пальцевъ они бѣгло читаютъ по книгѣ съ выпук­ .
   лыми буквами, различаютъ игральныя карты, монеты, узнаютъ форму и
   свойство каждаго предмета, степень прочности всевозможныхъ издѣлій, —
   однимъ словомъ, слѣпымъ осязаніе замѣняетъ глаза. Существуютъ даже такіе
   слѣпые, которые лучше зрячихъ могутъ отличать фальшивую кредитную бу­
   мажку отъ действительной.
        Намъ приходилось слышать отъ воспитателей заведенія слѣпыхъ, что
   публика, посѣщающая ихъ, наблюдая, какъ слѣпые самоувѣренно бѣгаютъ
                                                                          ю
   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166