Page 163 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 163

— 147 —

   наукѣ и съ ея розгоносцами, которые на праздникахъ, въ видахъ пріученія
   дѣтей къ терпѣнію, засѣкали ихъ до­смерти. Но каковы бы ни были резуль­
   таты спартанскаго воспитанія, но и оно доказываетъ силу, могущество и
   значеніе воспитанія вообще.
        Изъ выпіеприведенныхъ примѣровъ мы знаемъ уже, до какой удиви­
   тельной тонкости, вслѣдствіе упражненій, доходило совершенство осязанія у
   слѣпыхъ, и вслѣдствіе этого мы не понимаемъ, почему у зрячихъ оставляютъ
   втунѣ развитіе этого органа.     Ребенку, по нашему мнѣнію, слѣдуетъ да­
   вать ощупывать каждую игрушку, каждый предметъ, который онъ видитъ и
   беретъ въ руки, затѣмъ пусть онъ, не глядя на предметъ, лишь по осязанію,
   опредѣляетъ его форму, величину, приблизительный вѣсъ, твердость, эластич­
   ность, степень гладкости и шероховатости. Также не глядя, пусть называетъ
   онъ вамъ, что вы дали ему въ руки: металлъ, дерево, камень, резину, кость,
   стекло, рогъ, шерстяной, бархатный, бумажный или льняной обрѣзокъ ма­
   теріи, предметъ влажный, сухой или мокрый. Пусть ребенокъ даетъ также, но ко­
   нечно самое элементарное опредѣленіе степени плотности предмета, холода
   и тепла. Отъ времени до времени вводите его въ темную комнату; пусть
   сначала съ вашею помощью, а затѣмъ и самостоятельно, но съ извѣстными
   предосторожностями дотрогивается онъ до столовъ, стульевъ, посуды и всѣхъ
   находящихся въ комнатѣ предметовъ; при этомъ онъ долженъ называть, что
   попало ему подъ руки, почему онъ такъ думаетъ, что это то, а не другое. Но
   такія бесѣды отнюдь не. должны носить характера формальныхъ упражненій,
   особенно для дѣтей до 7—8­ми лѣтняго возраста. Пусть дитя, отъ времени
   до времени закрывши глазки или повязавъ ихъ легкимъ платкомъ, отгадаетъ,
   что вы дали ему въ руки. Это отгадываніе предметовъ съ зажмуренными
   или повязанными платкомъ глазами такъ нравится дѣтямъ, что они сами
   безпрестанно прибѣгаютъ къ этой игрѣ. А какой обильный запасъ для
   шутокъ и смѣха представитъ темная комната! Между тѣмъ такія упражненія
   не только изощряютъ осязаніе,      но знакомятъ ребенка съ характерными
   признаками каждаго предмета, волей­неволею заставляютъ составить о немъ
   болѣе ясное и опредѣленное представленіе, вырабатывая такимъ образомъ
   точность опредѣленія    окружающихъ предметовъ,      что весьма важно при
   развитіи дара слова     и выработкѣ    элементарныхъ    понятій.  Вмѣстѣ съ
   этимъ исчезаетъ и вредная боязнь темноты и темной комнаты. Однимъ сло­
   вомъ, разумнымъ упражненіемъ озязанія пріобрѣтаются въ высшей степени
   благодѣтельныя привычки, имѣющія немаловажное значеніе въ физическомъ,
   нравственномъ и умственномъ развитіи ребенка.
        Особенно велико значеніе привычки при развитіи вкуса и обонянгя,
   этихъ низшихъ органовъ въ области нашихъ чувствъ. Но при неблагоразум­
   номъ воспитаніи привычекъ въ этой         области онѣ ведутъ къ вреднымъ
   послѣдствіямъ: къ неумѣренности въ пищѣ и къ обжорству, что не только
   вредно отзывается на здоровьѣ (производить засореніе желудка, катарры ки­
   шекъ, зубныя боли), но въ то же время ослабляетъ волю, пріучаетъ къ не­
   воздержанности, результатомъ чего въ концѣ концовъ является пьянство,
   преждевременное развитіе чувственности, стремление къ удовольствіямъ низ­
   каго, неблагороднаго характера. Эти пороки быстро развиваются и совершенно
   порабощаютъ духовную жизнь человѣка, подавляя высшія, благороднѣйшія
   стремленія ума и сердца.
        Какую роль играетъ привычка при развитіи этихъ органовъ, видно уже
   изъ того, что сортировщики чая могутъ по вкусу и запаху этого напитка
   опредѣлить не только его возрастъ, но даже и мѣстность Китая, гдѣ онъ
                                                                         ю*ю*ю*ю*
   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168