Page 167 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 167

— 151 —

   выражаете крикомъ. Мать, наклоняясь надъ изголовьемъ малютки, старается
   узнать, что его безпокоитъ: холодъ, мокрыя простынки или неловкое положе­
   ніе. Она должна немедленно удовлетворить этимъ существеннымъ требова­
   ніямъ своего дитяти. Напряженно прислушиваясь къ крику, мать скоро на­
   чинаете понимать его характеръ. И дѣйствительно, съ каждымъ днемъ крикъ
   младенца становится опредѣленнѣе и разнообразнѣе. Внимательное наблюде­
   те надъ этою стороною процесса развитія ребенка—весьма необходимо, такъ
   какъ звуки, имъ издаваемые, въ теченіе извѣстнаго періода жизни служатъ
   почти единственными признаками того, что происходитъ съ ребенкомъ. Вне­
   запная боль обыкновенно выражается у него пронзительнымъ крикомъ, го­
   лодъ—продолжительным^ жалобнымъ, горькимъ плачемъ, при испугѣ онъ
   испускаетъ отрывочный или хриплый плачъ; но такъ какъ въ каждомъ ре­
   бенкѣ свои индивидуальныя свойства, то и крики дѣтей чрезвычайно разно­
   образны.
        Если мать, удовлетворивъ законное требованіе ребенка, безъ нужды, долго
   оставляетъ его на своихъ рукахъ въ то время, когда онъ долженъ лежать
   въ постели, онъ скоро пріобрѣтаетъ склонность какъ можно дольше оста­
   ваться на рукахъ, и лишь только мать опускаетъ его въ постельку, онъ про­
   являете свою антипатію къ этому дѣйствію настойчивымъ, рѣзкимъ. звонкимъ
   крикомъ, вынуждая ее взять его къ себѣ на руки. Ребенокъ такъ быстро
   привыкаете къ тому, чтобы его держали на рукахъ, качали или расхаживали
   съ нимъ по комнатѣ, что начинаете кричать, плакать и капризничать только
   потому, что его не держатъ на рукахъ, не качаютъ. Такимъ образомъ ре­
   бенку насильно навязываютъ потребности, которыхъ онъ совсѣмъ не проявлялъ
   и не обнаруживалъ, развиваютъ капризы, излишнюю требовательность, кото­
   рыхъ онъ могъ бы и совсѣмъ не имѣть. Если проснувшись онъ спокойно
   лежитъ, оставьте его лежать, а если кричитъ, и мать научилась различать и
   понимать его крикъ, она обязана устранить неудобства, мѣшающія его спо­
   койствію, но не должна безъ нужды держать его на рукахъ, иначе она уже
   кладетъ основаніе для развитія капризовъ. Ребенокъ привыкаете къ тому, что
   его крикъ кончается столь пріятными для него послѣдствіями, какъ лежаніе
   на рукахъ у теплой груди, и онъ повторяете этотъ крикъ безъ всякой дру­
   гой причины, а лишь для достиженія желаемаго.
        Крикъ, смѣхъ, слезы ребенокъ сопровождаете также жестами и мими­
   кою, сначала автоматичными и безсознательными, но которые въ свою оче­
   редь все болѣе совершенствуются. „Ребенокъ", говорить Перэ въ своей книгѣ
   „Первые три года жизни ребенка", „который производилъ ихъ по необходи­
   мости, вскорѣ производитъ и совершенствуете ихъ ради удовольствія или ради
   выгоды.   Трехмѣсячный ребенокъ,     который    маленькими   руками    своими
   дѣлаетъ намѣренные жесты, чтобы выпросить какой нибудь предметъ или
   оттолкнуть его, зная по опыту, что жесты эти бываютъ поняты, уже упраж­
   няете лично врожденную, органическую и наслѣдсшенную способность вы­
   раженія. Когда онъ плачетъ, чтобы получить рожокъ, чтобы его подняли,
   взяли на руки, чтобы отказаться онъ непріятнаго лѣкарства, это дѣйствіе,
   бывшее сначала автоматичнымъ, теперь уже сознательное и намѣренное, оно
   даже до такой степени вошло въ привычку, что его можно часто назвать ре­
   флективнымъ. Ребенокъ, слезамъ котораго слишкомъ много повинуются, чьи
   желанія, выраженныя жестами, криками или движеніями, удовлетворяются съ
   чрезмѣрною угодливостью, потомъ уже исполняетъ эти акты изъ каприза,
   принятой привычки, но безъ желанія, безъ намѣренія; онъ не всегда плачетъ.
   безъ причины, но это случается съ нимъ очень часто".
   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172