Page 34 - _Свободная_школа
P. 34
— 32 — — зз —
научными предметами (ручной трудъ по дереву и никам® необходимую для нихъ помощь, въ слу
черченіе съ геометріею, рисованіе и живопись съ чае, если сами они въ ней будутъ нуждаться.
естествознаніемъ), но они имѣютъ и доллшы со Иногда, по жѳланію учениковъ, могутъ устраи
хранить для дѣтей и самостоятельное значеніе и ваться общія бесѣды по тому или другому на
самостоятельную цѣль— улучш еніе школьной и до учному вопросу или лекціи объ основахъ науки
машней обстановки дѣтей, облегченіе. труда лицъ, или новѣйш ихъ открытіях®. Лекторами могут®
ихъ окружающих®, удовлетвореніе развивающ ихся являться какъ преподаватели, такъ и отдѣльные
эстетических® потребностей. Дѣти должны вы ученики, а равно и иосторонніе приглашаемые
расти въ сознаніи, что и они работаютъ такъ лее, какъ для этой цѣли лица преподавателями или воспи
взрослые, что въ этомъ цѣль жизни всѣхъ людей танниками. Чѣмъ больше проявят® воспиіанники
и что только въ свободное время отъ этой рабо самостоятельности въ дѣлѣ изученія науки, чѣм®
ты они могутъ предаваться эгоистическимъ раз- скорѣе освободятся от® исключительнаго руковод
влеченіямъ и занятіямъ наукою и искусствами для ства своего наставника, тѣм® полнѣе будет® до
собственной пользы и удовольствія. стигнута цѣль обученія.
Эта ступень обученія должна подготовить юно Самыя программы занятій, распредѣлеш е их®,
ш ей и дѣвицъ къ дальнѣйшему курсу, сдѣлать выборъ отдѣловъ той или другой отрасли знаній
ихъ способными къ совершенно самостоятельному должны производиться на год® или на полгода
изученію различныхъ отраслей знанія. впередъ на общихъ совѣщаніях® воспитанниковъ
Старшая ступень обученія заканчиваете курсъ съ ихъ преподавателями. И все это вполнѣ при-
образованія свободной школы и выпускаете въ мѣнимо ко всѣмъ отраслямъ знаній, какъ въ
леизнь людей съ опредѣленцыми стремленіями къ области естествознанія, такъ и въ области гумаии-
дальнейш ему совершенствованію, съ лшвымъ лее- тарныхъ наукъ и филологіи (т.-е. изученія язы
ланіемъ знанія и дѣятелыюсти, съ полной воз- ковъ). Рядом® с® этими научными занятыми мо
молшостыо работать на любом® поприщ ѣ или гутъ и доллшы продолжаться занятія искусствами
продоллсать изученіе наукъ въ высшемъ или спе- и ремеслами (практическое иримѣненіе ручного
ціальномъ учебномъ заведеніи. труда). К ъ этому могутъ быть дооавлены не
Преподаваніе на этой ступени должно имѣть которые практическіе предметы, напр.: счетовод
почти университетскій характеръ, но не лекціои- ство, стенографія и др., если ученики пожелают®
иый, а характеръ тѣхъ занятій, которыя ведутся заняться ими.
въ лабораторіяхъ, учебныхъ кабинетах® или кли Мы совершенно увѣрены, что организованная
никах®, гдѣ каждый будете получать или ставить такимъ образомъ ш кола въ течеиіе 10 — 12 лѣтъ
самъ себѣ опредѣленную задачу и самостоятельно обученія (съ G — 7 до 16 — 18 лѣтъ) даетъ своимъ
стремиться къ ея разрѣш енію . Преподаватель, воспитанникам!, гораздо болѣе широкое развитіе,
являясь въ училищ е въ оиредѣленные часы, при чѣмъ то, которое даютъ современный среднія
ходите туда только для того, чтобы оказать уче учебныя заведенія, и такое знакомство съ содер-
з
Свободная школа.