Page 34 - _Свободная_школа
P. 34

—  32  —                           —  зз  —
 научными  предметами  (ручной  трудъ  по  дереву  и   никам®  необходимую  для  нихъ  помощь,  въ  слу­
 черченіе  съ  геометріею,  рисованіе  и  живопись  съ   чае,  если  сами  они  въ  ней  будутъ  нуждаться.
 естествознаніемъ),  но  они  имѣютъ  и  доллшы  со­  Иногда,  по  жѳланію  учениковъ,  могутъ  устраи­
 хранить  для  дѣтей  и  самостоятельное  значеніе  и   ваться  общія  бесѣды  по  тому  или  другому  на­
 самостоятельную цѣль— улучш еніе школьной  и  до­  учному  вопросу  или  лекціи  объ  основахъ  науки
 машней  обстановки  дѣтей,  облегченіе. труда лицъ,   или  новѣйш ихъ  открытіях®.  Лекторами  могут®
 ихъ  окружающих®, удовлетвореніе развивающ ихся   являться  какъ  преподаватели,  такъ  и  отдѣльные
 эстетических®  потребностей.  Дѣти  должны  вы­  ученики,  а  равно  и  иосторонніе  приглашаемые
 расти въ сознаніи, что и они работаютъ такъ лее, какъ   для  этой  цѣли  лица  преподавателями  или  воспи­
 взрослые,  что  въ  этомъ  цѣль жизни  всѣхъ  людей   танниками.  Чѣмъ  больше  проявят®  воспиіанники
 и  что  только  въ  свободное  время  отъ  этой  рабо­  самостоятельности  въ  дѣлѣ  изученія  науки,  чѣм®
 ты  они  могутъ  предаваться  эгоистическимъ  раз-   скорѣе  освободятся  от®  исключительнаго  руковод­
 влеченіямъ  и занятіямъ  наукою  и  искусствами  для   ства  своего  наставника,  тѣм®  полнѣе  будет®  до­
 собственной  пользы  и  удовольствія.  стигнута  цѣль  обученія.
 Эта  ступень  обученія  должна  подготовить  юно­  Самыя  программы  занятій,  распредѣлеш е  их®,
 ш ей  и  дѣвицъ  къ  дальнѣйшему  курсу,  сдѣлать   выборъ  отдѣловъ  той  или  другой  отрасли  знаній
 ихъ  способными  къ  совершенно  самостоятельному   должны  производиться  на  год®  или  на  полгода
 изученію  различныхъ  отраслей  знанія.  впередъ  на  общихъ  совѣщаніях®  воспитанниковъ
 Старшая  ступень  обученія  заканчиваете  курсъ   съ  ихъ  преподавателями.  И   все  это  вполнѣ  при-
 образованія  свободной  школы  и  выпускаете  въ   мѣнимо  ко  всѣмъ  отраслямъ  знаній,  какъ  въ
 леизнь людей  съ  опредѣленцыми  стремленіями  къ   области  естествознанія,  такъ  и  въ  области  гумаии-
 дальнейш ему  совершенствованію,  съ  лшвымъ  лее-   тарныхъ  наукъ  и  филологіи  (т.-е.  изученія  язы ­
 ланіемъ  знанія  и  дѣятелыюсти,  съ  полной  воз-   ковъ).  Рядом®  с®  этими  научными  занятыми  мо­
 молшостыо  работать  на  любом®  поприщ ѣ  или   гутъ  и  доллшы  продолжаться  занятія  искусствами
 продоллсать  изученіе  наукъ  въ  высшемъ  или  спе-   и  ремеслами  (практическое  иримѣненіе  ручного
 ціальномъ  учебномъ  заведеніи.  труда).  К ъ  этому  могутъ  быть  дооавлены  не­
 Преподаваніе  на  этой  ступени  должно  имѣть   которые  практическіе  предметы,  напр.:  счетовод­
 почти  университетскій  характеръ,  но  не  лекціои-   ство,  стенографія  и  др.,  если  ученики  пожелают®
 иый,  а  характеръ  тѣхъ  занятій,  которыя  ведутся   заняться  ими.
 въ  лабораторіяхъ,  учебныхъ  кабинетах®  или  кли­  Мы  совершенно  увѣрены,  что  организованная
 никах®,  гдѣ  каждый  будете  получать  или  ставить   такимъ  образомъ  ш кола  въ  течеиіе  10 — 12  лѣтъ
 самъ  себѣ  опредѣленную  задачу  и  самостоятельно   обученія  (съ  G — 7  до  16 — 18 лѣтъ)  даетъ  своимъ
 стремиться  къ  ея  разрѣш енію .  Преподаватель,   воспитанникам!,  гораздо  болѣе  широкое  развитіе,
 являясь  въ  училищ е  въ  оиредѣленные  часы,  при­  чѣмъ  то,  которое  даютъ  современный  среднія
 ходите  туда  только  для  того,  чтобы  оказать  уче­  учебныя  заведенія,  и  такое  знакомство  съ  содер-
                                                                  з
                Свободная  школа.
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39