Page 29 - _Свободная_школа
P. 29

—   29  —
                                      —   2 8   —
                                                                                             одну  мѣрку:  ея  долгъ  содействовать  развитію
             явленій,  наблюденій  погоды  и  неба  и,  наконецъ,                            личныхъ особенностей и индивидуальныхъ стремле-
              наблюденія  доступныхъ  дѣтямъ  явленій  жизни,                                ній  каждаго  ребенка.  Это  молсетъ  быть достигнуто
              человѣческой  работы  и,  наконецъ,^ знакомства  съ                            только  при  помощи  групповыхъ  и  единичныхъ
              произведеніями  культуры.  Никакой  определенной                               занятій,  хотя  бы  и  самостоятельныхъ  для  всѣхъ
              программы,  въ  смыслѣ заранѣе  намѣченыой  суммы                              дѣтей,  которыя  полселаютъ  заняться  чѣмъ-нибудь
              явленій  и  фактовъ,  ио  каждой  изъ  этихъ  областей                         отдѣльно  отъ  всего  класса.  Для  этого  дѣтямъ
              не  должно  быть.  Факты  сообщаются  въ  томъ                                 доллсна быть дана полная возмолсность осуществлять
              порядкѣ,  въ  какомъ  удастся  подвести  къ  нимъ                              эти  свои  желанія.  И  школа должна предоставлять
              дѣтей  и  въ  какомъ  потребуете  этого  ходъ развиты                          имъ  всѣ  необходимыя  для  этой  цѣли  матеріалы  и
              ихъ  собственной  наблюдательности  и  интереса.                               инструменты,  она лее  должна,  въ  лицѣ воспитателя,
              Важно  ие  количество  сообіцаемыхъ  фактовъ,  а                               по  первому  ихъ  требованію,  приходить  къ  нимъ
              возбужденіе  интереса  въ  наблюденіи  явленій                                 иа  помощь  своими  указаніями  и  руководствомъ.
              природы  во  всѣхъ  ея  областяхъ,  воспиташе                                    Въ  какія  же  виѣшнія  рамки  можетъ  быть  вло-
              привычки  наблюдать  и  умѣнья  дѣлать  изъ  своихъ                            лсена  такая  система?  Разумѣется, только  въ  самыя
              наблюденій  выводы  и  давать  себѣ  и  другимъ  от­                           широкія.  У  калсдой  группы  есть  преподаватель,
              четъ  въ  результатахъ  этой  интересной  работы.                              а  можете-быть  и  еще  нѣсколько  руководителей
                Преподаватели  не  доллшы  ни  на  минуту  забы­                             занятіями  по  спеціальнымъ отраслямъ,— они нахо­
              вать,  что  улее  на  слѣдующей  ступени  обучены                              дятся  въ  распорялсеніи  дѣтей  въ  школѣ  въ  те­
              дѣти  должны  будутъ  сами  продоллсать  работу                                ч е т е  извѣстнаго времени, примѣрно, съ 10 до  2 час.
              изученія  міра  и  что  задача  этой  первой  ступени—                         Распредѣленіе занятій общихъ и  групповыхъ, игръ
              воорулсить  ихъ  необходимыми  для  этой  цѣли                                 и  забавъ,—все это доллшо  быть  дѣломъ соглашенія
              средствами.                                                                    мелсду  учителемъ  и  учениками, и  все  это  молсетъ
                 Время,  которое  молсетъ  удѣляться  всѣмъ  этимъ                           подлелсать  хотя  бы  елседневному  пересмотру.  И
              работамъ  и  занятіямъ,  доллшо  быть  въ  этомъ                               ученики  и  учителя  доллсны  видѣть  передъ  сооою
              возрастѣ  гораздо  меньше  того,  которое  будутъ                              блилсайшія  цѣли  и  стремиться  ісъ  ихъ  осуще­
              проводить  дѣти  за  заиятіемъ  ручнымъ  трудомъ,                              ствлен^. По мѣрѣдостилсенія ихъ, они общими уси-
              искусствомъ,  играми  и       другими     физическими                          ліями  намѣчаютъ  себѣ слѣдующія. Поскольку ини-
              занятіями  и  забавами.  Программа  этихъ  занятш                              ціатива, проявляемая учителемъ, не будетъ стѣснять
              доллсна  состоять  изъ  возможно  большаго  числа                              и  угнетать  иниціативы  учениковъ,  настолько онъ
              разнообразныхъ  работъ,  которыя  могутъ  быть                                 молсетъ  согласовать  ихъ  занятія  съ  общею цѣлыо
              предложены  дѣтямъ  и  которыя  доллшы  быть                                   обученія  и  воспитанія  на  этой  ступени^
              немедленно  исключаемы  изъ  программы,  коль                                     Зная  дѣтей  и  ихъ  естественную  любознатель­
              скоро  дѣти  ие  проявятъ  къ  нимъ  интереса.                                 ность, нельзя  предполагать, чтобы  намѣчениыя для
                 Дѣти  не  похожи  одинъ  на  другого.  Ш кола                               этой  ступени  обучеиія  цѣли  не  были достигнуты.
              вовсе  не  доллсна  нивелировать  ихъ  всѣхъ  подъ
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34