Page 24 - _Свободная_школа
P. 24

—  22  —
             результаты,  если  ие  всѣхъ,  то  большей  части
 И   вотъ  только  тогда  педагогъ  можетъ  предло­
             занятій,  могли  бы  сохраняться  и  служить  для
 жить  учителямъ  и  ученикамъ  то  или  другое  за-
 нятіе  или  общую  игру.  Б ъ   жизни  ребенка  цен­  практическаго  примѣненія.  Попавъ  въ  незнакомую
 ность  того  и  другого  равносильны,  и  правильное   обстановку,  дѣти,  естественно,  не  могутъ  знать,
             чего  имъ  отъ  нея  требовать,  чѣмъ  молено  въ  ней
 его развитіе  требуетъ  нрисутствія  того  и  другого.
 Въ  основу  занятій  на  этой  ступени  (да  и  на   заняться.  Н а  помощь  имъ  приходятъ  руково­
             дители  съ  цѣлымъ  рядомъ  нредложеній.  Пред—

 всѣхъ  послѣдующихъ)  долженъ  быть  положенъ
             ложенія  должны  носить  характеръ  не  предло-
 трудъ,  т.-е.  цѣлесообразныя  усилія,  направленныя
 для  произведенія  какого-нибудь предмета  или  для   женія  игры  для  забавы  дѣтей,  а  просьбы  помочь
 достиженія  какой-нибудь  близкой,  ясной  для дѣтей   сдѣлатъ  то  или  другое  дѣло,  нужное  для  другихъ,
             для  школы.
 цѣли.          Желательно,  чтобы  дѣти  создали  въ  школ®,
 Трудъ  долженъ  смѣняться  отдыхомъ  и  развле-
 ченіями,  которыя  также  могутъ  быть  физическими   обстановку  по  своему  вкусу  трудами  своихъ рукъ.
             Некрасивый,  совершенно  чуждый  дѣтямъ  видъ
 (подвижная  игра)  и  умственными  (напр.,  сказка
              имѣютъ  наши  школы.  Все  въ  нихъ  разставлено
 или  разсказъ  учителя).
 Вотъ  эта  смѣсь  видовъ  труда  и  развлеченш,   такъ,  что  ребенокъ  съ  самаго  перваго  момента
             какъ  бы  всаживается  въ  какія-то  рамки,  салсается
 необходимая  для  того,  чтобы  дѣти  не  утомлялись
              на  определенное  место,  точно  насѣкомое,  которое
 n  все  время  съ  интересомъ  относились  къ  работъ,
 и  составить  содержаніе  ежедневныхъ  занятій.  прикалываютъ  булавкою  въ  коллекціи,  и  онъ
 Порядокъ  этихъ  занятій  устанавливается  по­  вырастаетъ  съ  глубоко  вкоренившеюся  привычкою
             смотреть  на  окружающую  обстановку  до  самыхъ
 степенно,  по  мѣрѣ  того,  какъ  выясняются  желанія
 и  вкусы  большинства-учащихся.  Но,  разъ  уста-   ея  мелочей,  какъ  на  что-то  отъ  него  независящее,
 иовившійся,  онъ  скоро  привьется,  и  дѣти  сами   непоколебимое, — это  что-то  такое,  во  что  онъ
              безеиленъ  внести  какія  бы то  ии  было  измѣнешя.
 будутъ  дорожить  имъ  и  охранять  его.  Нредвку
              И  въ  немъ глохнетъ возмолшость далее желать измѣ-
 шеіііе  пріятной  игры  или любимаго  занятія  часю
 только  усиливаетъ  интересъ  къ  нимъ,  подобно   ненія  этой  обстановки.  Н е  эта  ли  обстановка
              воспитала  современнаго  интеллигента?  Н е  по­
 тому,  какъ  дѣти  откладываютъ  самую  вкусную
              тому ли  у  насъ, да  и  везде,  такая  масса  развитыхъ
 конфетку,  чтобы  съѣсть.ее  послѣдней.
 Иниціатива  въ  выборѣ  занятій  доллена  принад­  и  думающихъ  людей,  которые  такъ  прекрасно
              улеиваются  съ  самой  невыносимой  обстановкой
 лежать  дѣтямъ.  Школа  можетъ только  познакомить
              окрулеающей  насъ  жизни?
 ихъ  съ  тѣми  видами  труда,  которые  она  имъ  мо­
                Обстановка  школы  должна  быть  созданіемъ
 жетъ  предложить  и  изъ  которыхъ  имъ  нужно
              ребенка.  Н е  надо  необыкновенныхъ  школьныхъ
 выбирать.  Занятія  эти  должны  быть  подоораны
              столовъ, не  надо  каѳедры,  не  надо  всей  школьной
 такъ,  чтобы  цѣль  каждаго  изъ  нихъ  была  доступна
 попиманію  дѣтей,  была  интересна,   и   чтобы  обстановки:  въ  этомъ  возрасте  ребенку  молено
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29