Page 24 - _Свободная_школа
P. 24
— 22 —
результаты, если ие всѣхъ, то большей части
И вотъ только тогда педагогъ можетъ предло
занятій, могли бы сохраняться и служить для
жить учителямъ и ученикамъ то или другое за-
нятіе или общую игру. Б ъ жизни ребенка цен практическаго примѣненія. Попавъ въ незнакомую
ность того и другого равносильны, и правильное обстановку, дѣти, естественно, не могутъ знать,
чего имъ отъ нея требовать, чѣмъ молено въ ней
его развитіе требуетъ нрисутствія того и другого.
Въ основу занятій на этой ступени (да и на заняться. Н а помощь имъ приходятъ руково
дители съ цѣлымъ рядомъ нредложеній. Пред—
всѣхъ послѣдующихъ) долженъ быть положенъ
ложенія должны носить характеръ не предло-
трудъ, т.-е. цѣлесообразныя усилія, направленныя
для произведенія какого-нибудь предмета или для женія игры для забавы дѣтей, а просьбы помочь
достиженія какой-нибудь близкой, ясной для дѣтей сдѣлатъ то или другое дѣло, нужное для другихъ,
для школы.
цѣли. Желательно, чтобы дѣти создали въ школ®,
Трудъ долженъ смѣняться отдыхомъ и развле-
ченіями, которыя также могутъ быть физическими обстановку по своему вкусу трудами своихъ рукъ.
Некрасивый, совершенно чуждый дѣтямъ видъ
(подвижная игра) и умственными (напр., сказка
имѣютъ наши школы. Все въ нихъ разставлено
или разсказъ учителя).
Вотъ эта смѣсь видовъ труда и развлеченш, такъ, что ребенокъ съ самаго перваго момента
какъ бы всаживается въ какія-то рамки, салсается
необходимая для того, чтобы дѣти не утомлялись
на определенное место, точно насѣкомое, которое
n все время съ интересомъ относились къ работъ,
и составить содержаніе ежедневныхъ занятій. прикалываютъ булавкою въ коллекціи, и онъ
Порядокъ этихъ занятій устанавливается по вырастаетъ съ глубоко вкоренившеюся привычкою
смотреть на окружающую обстановку до самыхъ
степенно, по мѣрѣ того, какъ выясняются желанія
и вкусы большинства-учащихся. Но, разъ уста- ея мелочей, какъ на что-то отъ него независящее,
иовившійся, онъ скоро привьется, и дѣти сами непоколебимое, — это что-то такое, во что онъ
безеиленъ внести какія бы то ии было измѣнешя.
будутъ дорожить имъ и охранять его. Нредвку
И въ немъ глохнетъ возмолшость далее желать измѣ-
шеіііе пріятной игры или любимаго занятія часю
только усиливаетъ интересъ къ нимъ, подобно ненія этой обстановки. Н е эта ли обстановка
воспитала современнаго интеллигента? Н е по
тому, какъ дѣти откладываютъ самую вкусную
тому ли у насъ, да и везде, такая масса развитыхъ
конфетку, чтобы съѣсть.ее послѣдней.
Иниціатива въ выборѣ занятій доллена принад и думающихъ людей, которые такъ прекрасно
улеиваются съ самой невыносимой обстановкой
лежать дѣтямъ. Школа можетъ только познакомить
окрулеающей насъ жизни?
ихъ съ тѣми видами труда, которые она имъ мо
Обстановка школы должна быть созданіемъ
жетъ предложить и изъ которыхъ имъ нужно
ребенка. Н е надо необыкновенныхъ школьныхъ
выбирать. Занятія эти должны быть подоораны
столовъ, не надо каѳедры, не надо всей школьной
такъ, чтобы цѣль каждаго изъ нихъ была доступна
попиманію дѣтей, была интересна, и чтобы обстановки: въ этомъ возрасте ребенку молено